Вопросы и ответы

  • Чем обусловлено различие в заработной плате в Нижегородской области и городе Москве?

    В нашей стране при переходе от планового ведения хозяйства к рыночной экономике были внесены изменения и в вопросы регулирования оплаты труда. В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации вопросы оплаты труда относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    На федеральном уровне гарантируется минимальный размер оплаты труда (МРОТ), на региональном – вопросы оплаты труда могут регулироваться путем принятия нормативных правовых актов и через систему социального партнерства.

    МРОТ с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 02.06.2016 года № 164-ФЗ утвержден в размере 7500 рублей в месяц.

    Кроме того, в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов «Облсовпроф», региональным объединением работодателей «Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей» заключено и действует «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2016 год» от 27.10.2015 года № 312-П/305/А-517.

    Согласно региональному соглашению в Нижегородской области для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) размер минимальной заработной платы на 2016 год установлен в организациях внебюджетного сектора экономики не ниже 9000 рублей, в учреждениях бюджетной сферы на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, т.е. с 1 июля 2016 года – 7500 рублей.

    Каждым регионом принимается свой размер минимальной заработной платы. На 2016 год в городском округе городе Москве данный норматив принят в размере 17300 руб., в Московской области – 12500 руб., городском округе городе Санкт-Петербурге – 11700 руб., Ленинградской области – 7800 руб. и т.д.

    В соответствии со статьями 134, 135 системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок (должностных окладов) и их индексацию, порядок установления компенсационных и стимулирующих выплат, определяются организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах, трудовом договоре и других локальных нормативных актах с учетом заключённых Соглашений на федеральном и региональном уровнях. Таким образом, уровень заработной платы работника в условиях рыночной экономики зависит от занимаемой должности или профессии, от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы также влияют интенсивность, продолжительность и условия труда, она напрямую зависит от объема работ и сбыта продукции в конкретной организации.

  • Куда можно обратиться за патентом, кроме УФМС России по Нижегородской области?

    Правительство Нижегородской области определяет уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению с 2015 года государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, филиал по Нижегородской области Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы.

    Адрес филиала: город Нижний Новгород, улица Должанская, дом 2А

    Время работы: понедельник – четверг с 8:00 до 17:00, пятница: с 8:00 до 15:45. Время обеда: с 12:00 до 13:00.

    Телефоны для справок: (831) 412-98-25, (831) 246-01-04

  • Как оформить патент, какие документы для этого нужны?

    Для того чтобы получить патент, иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию должен предоставить в местное отделение Федеральной миграционной службы следующие документы:

    1) заявление о выдаче патента;

    2) две цветные фотографии размером 3x4 без уголка;

    3) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

    4) миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. Обратите внимание! В миграционной карте нужно обязательно указать: цель въезда в Российскую Федерацию – работа, не частный визит.

    5) действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования (ДМС), либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся на территории Нижегородской области.

    Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Это новое, обязательное условие.

    6) документы, подтверждающие, что данный иностранный гражданин здоров, что он не наркоман и не болеет опасными инфекционными заболеваниями, а также отдельно нужно предоставить сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Причем, этот сертификат должен быть выдан медицинской организацией, находящийся на территории Нижегородской области.

    Перечень медицинских учреждений, которые будут проводить медицинское освидетельствование трудовых мигрантов, установлен постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2014 г. № 902 «Об утверждении перечня медицинских организаций». Это следующие организации:

    • ГБУЗ НО «Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями»;
    • ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический диагностический центр»;
    • ГБУЗ НО «Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер»;
    • ООО «Единый медицинский центр» (за исключением полномочий на выдачу сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

    В среднем стоимость медицинского освидетельствования составит 2000 рублей.

    7) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации. Это еще один важный пункт, без таких документов патент не выдадут.

    В Нижегородской области действуют следующие центры по сдаче обязательного экзамена по русскому языку, истории России и основам российского законодательства: Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет «Центр международного образования и сотрудничества «АЛЕКСАНДРиЯ», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт (НГИЭИ).

    Стоимость сдачи комплексного экзамена без предварительного обучения составляет от 4900 до 5400 рублей.

    8) документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

    Если трудовой мигрант обратился за патентом позже 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию, то нужно заплатить штраф и предоставить квитанцию об уплате штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента.

  • Можно ли работать по патентам не только у физических, но и у юридических лиц?

    Да, можно. До 2014 года по патенту можно было работать только у физических лиц в качестве садовников, нянь, помощников по дому, и так далее. Для работы у юридического лица нужно было получать разрешение на работу, теперь это ограничение отменяется.

  • Сколько стоит патент на работу для мигрантов в Нижегородской области?

    Цена патента для мигрантов в 2016 году составляет 2634 рубля.

  • Разъяснение Минтруда России о применении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций

    Государственные организации будут обязаны применять профессиональные стандарты.

    Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации», подготовленным Минтрудом России, предлагается законодательно закрепить обязательность применения профессиональных стандартов работодателями – государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

    Профессиональные стандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). При этом описания требований к специалисту в профессиональных стандартах носят комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту.

    Эти основные особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. Законопроект, подготовленный в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ, создает условия для активизации государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний и корпораций по внедрению профессиональных стандартов, что позволит повысить эффективность и качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) указанными учреждениями и организациями.

  • Разъяснение Роструда об обучении по охране труда руководителей и специалистов

    В Управлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено обращение, касающееся вопросов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов, и сообщается следующее.

    В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

    В настоящее время действует Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 г. №1/29 (далее - Порядок).

    Сообщаем, что согласно п. 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

    Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (в структурных подразделениях организации).

    Пунктом 2.3.2 Порядка определен перечень руководителей и специалистов (включающий в том числе заместителей руководителей организаций, курирующих вопросы охраны труда, специалистов служб охраны труда, работников, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда), которые проходят обучение по охране труда в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда.

    В связи с этим поясняем, что последний абзац п. 2.3.2 Порядка относится к руководителям и специалистам организации, которые не указаны в абз. 1 - 8 п. 2.3.2 Порядка. Обучение по охране труда этих лиц организации, относящихся к категории руководителей и специалистов, может проводиться самой организацией, имеющей программу обучения по охране труда, разработанную на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, билеты, утвержденные руководителем организации, и комиссию с членами комиссии, прошедшими обучение в обучающей организации, имеющей соответствующую аккредитацию.

    Кроме того, в случае отсутствия в организации комиссии по проверке знаний требований охраны труда прохождение обучения по охране труда в обучающих организациях, имеющих соответствующую лицензию и аккредитацию, для руководителей и специалистов, указанных в последнем абзаце п. 2.3.2 Порядка, является обязательным.

    С учетом изложенного сообщаем, что в соответствии с положениями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

    Дополнительно информируем, что в соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

    При этом квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, должны соответствовать требованиям, установленным положениями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 г. №559н.

    Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Постановления Минтруда России от 22.01.2001 г. №10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» и от 08.02.2000 г. №14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»).

  • Какие профессии имеют право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день всвязи с вредными условиями труда?

    В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), законодательные и нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, в том числе постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», применяются поскольку они не противоречат ТК РФ.

    Статьей 117 ТК РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 года установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней.

    Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

    Исходя из вышеизложенного, продолжительность дополнительного отпуска, указанная в Списке, утверждённом постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22 может устанавливаться только в случае, если обязательство сторон социального партнёрства по применению данного документа, с учетом результатов специальной оценки условий труда, имеется в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре.

    Также сообщаем, что в соответствии со статьёй 219 ТК РФ, повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

  • В медицинских учреждениях проводится специальная оценка условий труда. При этом имеются многочисленные вопросы от медицинских работников в связи с определением условий труда на их рабочих местах по биологическому фактору. От установления классов условий труда зависит предоставление гарантий и компенсаций. Просим пояснить позицию государственной экспертизы условий труда министерства?

    Пункт 29 Методики проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н, предусматривает, что отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора осуществляется в соответствии с Приложением № 9 к вышеуказанной Методике.

    Письмо Минтруда России от 30.03.2015 г. № 15-1/005-1702 разъясняет, что соответствующие виды деятельности должны быть указаны в должностных инструкциях работников. Исчерпывающий перечень работ с патогенными биологическими агентами и требования безопасности работы с микроорганизмами I - II и III - IV групп патогенности регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами СП 1.3.3118-13 и СП 1.3.2322-08 (соответственно).

    Исходя из вышеизложенного, при оценке биологического фактора комиссия по СОУТ и эксперты должны учитывать:

    • направления и виды медицинской деятельности учреждения;
    • задачи структурных подразделений;
    • соответствие выполняемых работ и функций медицинского персонала перечням работ, установленным СП 1.3.3118-13 и СП 1.3.2322-08;
    • списки работников, допущенных к работам с патогенными микроорганизмами и сведения об их инструктаже по биологической безопасности;
    • наличие санитарно-эпидемиологических заключений на помещения, в которых проводится работа с патогенными микроорганизмами;
    • порядок осуществления санитарно-профилактических мероприятий.

    Документальное подтверждение фактической занятости конкретных медицинских работников на работах с патогенными микроорганизмами входит в компетенцию работодателя.

    Дополнительно сообщаем, что в целях профилактики рисков получения заболеваний при осуществлении медицинской деятельности необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения, в том числе СанПиН 2.1.3.2630 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а также лицензионными требованиями к медицинской деятельности, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. № 291.

    Вместе с тем предоставление дополнительного отпуска за работу в безопасных (класс 2) условиях труда может быть обосновано в рамках специальных нормативных правовых актов, не связывающих предоставление таких отпусков с условиями труда (например, статья 350 ТК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» и от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», и другие).

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст