Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг за 1 и 2 квартал 2019 года

На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – 442-ФЗ) поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами (далее – ИППСУ) и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона.

ИППСУ

Форма ИППСУ утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н (далее – Приказ 874н) и не подлежит изменению: содержание строк, наименование и порядок граф, количество и наименование разделов остается неизменным, даже если данный вид услуг не оказывается. Меняется только наполнение формы.

Предоставление социальных услуг ни одним из поставщиков социальных услуг без ИППСУ и договоров не допускается. В случае выявления подобных нарушений расходование бюджетных средств при социальном обслуживании получателя социальных услуг в рамках 442-ФЗ считается неправомерным и подлежит возврату (а в случае негосударственных поставщиков социальных услуг – не оплачивается). Поэтому так важно поставщикам социальных услуг контролировать наличие и сроки действия ИППСУ, а управлениям социальной защиты населения обеспечить своевременную выдачу и пересмотр ИППСУ.

ИППСУ заполняется исходя из индивидуальной потребности получателя социальных услуг, но в строгом соответствии с порядками и стандартами оказания социальных услуг, утвержденными постановлениями Правительства Нижегородской области. При этом форма социального обслуживания, в которой будут оказываться социальные услуги, может быть только одной: стационарной, полустационарной или на дому, или выполняться в последовательном порядке.

В связи с тем, что 31 декабря 2018 г. вступило в силу постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2018 г. № 934, кардинально изменившее Порядки предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, остановимся на основных проблемах, возникающих при заполнении ИППСУ с учетом внесенных изменений.

В новой редакции Порядков наименование и количество граф стандартов оказания социальных услуг не соответствует наименованию граф и их количеству в утвержденной форме ИППСУ, что создает определенные неудобства. Вместе с тем само содержание стандарта позволяет заполнить содержание ИППСУ. Графы «Наименование услуги», «Объем предоставления услуги», «Периодичность предоставления услуги» прописываются в соответствии с графами стандарта: «Объем социальной услуги», «Описание социальной услуги», «Сроки предоставления социальной услуги».

В целях соблюдения права гражданина на свободный выбор поставщика социальных услуг, в пункте 12 ИППСУ необходимо перечислить всех поставщиков, оказывающих услуги, в которых гражданин признан нуждающимся. Только получатель социальных услуг принимает решение, в какую конкретно организацию он пойдет, следовательно, практика указания только одного поставщика социальных услуг, тем более только государственного, должна быть пресечена. Кроме того, максимальный срок действия ИППСУ составляет 3 года, и за это время гражданин может неоднократно сменить выбранного поставщика.

Оформление отказа от социальных услуг

Отказ от социальных услуг может быть оформлен двумя способами:

  1. Гражданин отказывается от социальных услуг, в которых признан нуждающимся, у поставщика социальных услуг. В этом случае раздел 13 ИППСУ «Отказ от социального обслуживания, социальной услуги» не заполняется, а гражданин пишет заявление поставщику социальных услуг в произвольной форме (или по форме, разработанной поставщиком социальных услуг) об отказе от конкретных социальных услуг внутри одного вида (например, от предоставления питания в рамках социально-бытовых услуг) или от вида услуг в целом (например, от социально-трудовых услуг). При этом поставщик социальных услуг в столбце «Отметка о выполнении» вида услуги отмечает: «Не выполнено. Отказ от 05.03.2019».
  2. Гражданин отказывается от социальных услуг в процессе ознакомления его с ИППСУ до момента ее подписания, непосредственно в УСЗН. В этом случае УСЗН заполняется пункт 13, получатель социальных услуг расписывается в графе: «Подпись получателя социальных услуг», а в столбце «Отметка о выполнении» вида услуги ставится: «Не выполнено. Отказ от 05.03.2019». Для документарного подтверждения УСЗН рекомендуется взять у гражданина письменное заявление об отказе.

При изменении нуждаемости гражданина в социальных услугах ИППСУ подлежит пересмотру до истечения 3-х лет с момента ее выдачи (предельного срока действия). ИППСУ может быть также выдана на любой выбранный УСЗН срок в пределах 3-х лет (например, на срок смены в санаторно-реабилитационном центре).

Договор

В соответствии с частью 1 статьи 17 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления ИППСУ, а не одного рабочего дня, в связи с чем в учреждениях наблюдаются массовые нарушения сроков заключения договоров (например, гражданин предоставляет ИППСУ и его зачисляют в учреждение в пятницу, а договор заключают только в понедельник (при этом зачисление на социальное обслуживание по 442-ФЗ не носит экстренный характер); если поставщик социальных услуг не успевает оформить полный пакет документов в пятницу, разумнее перенести процедуру его зачисления на понедельник. По этому вопросу Министерством уже неоднократно давались разъяснения, в том числе, на селекторном совещании).

Если совершеннолетний гражданин, зачисляемый на социальное обслуживание, признан в установленном порядке недееспособным, заключать договор самостоятельно он не может (так же, как и подписывать ИППСУ и иные документы). Его интересы представляет только опекун или законный представитель, с ним и заключается договор. В случае перевода совершеннолетнего недееспособного гражданина из другого учреждения или лечебно-профилактического учреждения психиатрического профиля договор при поступлении заключается с его законным представителем из данного учреждения. После назначения законным представителем руководителя учреждения, в которое гражданин был переведен, договор, а также иные документы, заключаемые и подписываемые при зачислении (информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, ознакомление с порядками предоставления услуг, проживания и т.д.), перезаключаются от его лица.

Если же гражданин является дееспособным, но при этом в силу физического состояния не может самостоятельно подписывать документы, в том числе договор (например, гражданин не обучен письму, утратил зрение, из-за выраженного заболевания суставов не может писать и т.д.), его интересы может представлять другой гражданин только при наличии оформленной на него нотариальной доверенности соответствующего содержания.

В случае зачисления несовершеннолетнего гражданина в рамках 442-ФЗ самостоятельно подписывать договор в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации он не имеет права (в том числе 12-ти летние и 14-ти летние несовершеннолетние). В данном случае договор заключается с его законным представителем или представителем органа опеки и попечительства несовершеннолетних муниципального образования.

Необходимо обратить внимание, что сроки и условия предоставления услуг в договоре устанавливаются в соответствии со сроками и условиями, предусмотренными для предоставления соответствующих услуг ИППСУ, которая является приложением к договору. По истечении срока действия ИППСУ срок действия договора также истекает. При выдаче новой ИППСУ договор заключается вновь. А вот при изменении условий предоставления услуг (например, размера оплаты) при сохранении действия ИППСУ заключается дополнительное соглашение к договору.

Примерная форма договора согласно приложению № 1 к Приказу 874н содержит пункт о представлении Исполнителем Заказчику акта сдачи-приемки оказанных услуг. Акт подписывается Исполнителем в 2 экземплярах, составленных по форме, согласованной Сторонами. Акт является неотъемлемой частью договора.

По результатам 80 % проверок таких актов не составляется, при этом пункт в договоре присутствует. Выхода два: либо составлять данные акты, либо исключать данный пункт из договора.

Обращаем внимание, что адрес места оказания услуг в случае оказания социальных услуг на дому должен соответствовать месту фактического проживания гражданина, а в случае стационарного и полустационарного социального обслуживания – с местом фактического осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Заявление на социальное обслуживание

Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 159н (далее – Приказ 159н) и не подлежит изменению: строки и подстрочные надписи остаются неизменными, меняется только наполнение.

Учитывая типичные нарушения, обращаем внимание на следующие моменты заполнения заявления.

При заполнении строки «Прошу предоставить мне социальные услуги  в  форме (формах) социального обслуживания» указывается именно форма социального обслуживания: стационарная, полустационарная или на дому, а не отделение или организация, в которой она будет предоставлена. Поставщик социальных услуг указывается ниже.

При перечислении желаемых социальных услуг указываются только те, что предусмотрены для выбранной формы социального обслуживания соответствующим порядком и стандартом.

Обстоятельства, по которым гражданин нуждается в предоставлении социальных услуг, указываются строго в соответствии со статьей 15 442-ФЗ, а не в произвольной форме (как правило, это пункт 1 части 1 статьи 15: полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности).

Важно! Пункт 8 части 1 статьи 15 442-ФЗ, предусматривающий наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, не применим к гражданам Нижегородской области, так как подобный нормативный правовой акт в нашем субъекте отсутствует.

Состав семьи и категория гражданина не являются тождественными понятиями. Если гражданин проживает один, состав семьи в заявлении он указывает как: «проживаю один», а не «одинокопроживающий».


Графическая версия документа

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст