Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг за 3 квартал 2019

Руководство

по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального

государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на

территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг

за 3 квартал 2019 года

Порядками и Стандартами предоставления социальных услуг поставщиками социальных в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также несовершеннолетним предусмотрено обеспечение получателей социальных услуг мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам, а именно:

- строкой 3 таблицы «1. Социально-бытовые услуги» Стандарта социальных услуг стационарного социального обслуживания Приложения к Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 24 декабря 2015 г. № 864 (далее - 864 Порядок);

- строкой 3 таблицы «1. Социально-бытовые услуги» Стандарта социальных услуг стационарного социального обслуживания Приложения к Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377 (далее - 377 Порядок).

Сами нормативы обеспечения мягким инвентарем и средствами личной гигиены получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, утверждены Постановлением правительства Нижегородской области от 7 ноября 2014 г. № 768 (Приложения 1-7).

Учет обеспечения мягким инвентарем и средствами личной гигиены

В связи с тем, что мягкий инвентарь относится к материальным запасам и подлежит бухгалтерскому учету, его выдача получателям социальных услуг, как и оборот в целом, подлежит обязательной письменной фиксации.

В ходе проведения мероприятий по контролю установлено, что большая часть поставщиков социальных услуг использует для учета выдачи гражданам мягкого инвентаря Арматурные карточки в различных вариациях, формы которых утверждены нормативными правовыми актами СССР.

Также встречается ведение Карточек (книг) учета выдачи имущества в пользование - это форма по ОКУД 0504206, утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 52н и должна применяться для учета имущества, которое выдается в личное пользование работнику (служащему) при исполнении им служебных обязанностей. Но, согласно комментариям Минфина, допускается ее использование и для учета выдачи мягкого инвентаря гражданам.

Таким образом, не важно, какой учетной формой по выдаче мягкого инвентаря поставщик социальных услуг пользуется, главное, чтобы она была закреплена в его учетной политике.

Вне зависимости от формы, карточка учета должна отражать полную выдачу мягкого инвентаря и его движение: выдано, возвращено (сдано). Когда карточка заканчивается и заводится новая, старая может быть утилизирована только в том случае, если в ней перечислен мягкий инвентарь, который уже не находится в пользовании гражданина.

Если гражданин является несовершеннолетним или совершеннолетним недееспособным, самостоятельно расписываться в карточке учета мягкого инвентаря он не может. Это должен делать его законный представитель.

В отношении учета выдачи средств личной гигиены рекомендуется в учетной форме идти от гражданина, а не от наименования выданного средства гигиены, так как в этом случае, прежде всего, поставщику социальных услуг легче отследить соблюдение нормативов выдачи и не запутаться.

Учет предоставления гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход

Предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход, предусмотрено:

- строкой 5 таблицы «1. Социально-бытовые услуги» Стандарта социальных услуг стационарного социального обслуживания Приложения к 864 Порядку;

- строкой 5 таблицы «1. Социально-бытовые услуги» Стандарта социальных услуг стационарного социального обслуживания Приложения к 377 Порядку.

Гигиенические услуги включают в себя определенный перечень подуслуг.

В соответствии с 864 Порядком к данными подуслугам относятся:

- смена постельного и нательного белья - не реже 1 раза в неделю и чаще по мере загрязнения (то есть чаще 1 раза в неделю можно, а реже - нельзя);

- обработка ногтей - не реже 1 раза в неделю (то есть чаще 1 раза в неделю можно, а реже - нельзя);

- стрижка волос по мере необходимости, но не менее 1 раза в месяц (таким образом, и длинные волосы нужно раз в месяц стричь, в том числе, для корректировки формы, обрезания секущихся концов и т.д.);

- бритье лица (данная услуга проверяется в отношении мужчин) - не менее 2 раз в неделю (даже если у мужчины длинная борода, она требует ухода и подравнивания);

- причесывание - не реже 1 раза в день;

- прием ванны/душа (если требуется помощь) - не реже 1 раза в неделю (здесь необходимо отметить, что рекомендуется чаще мыть получателей социальных услуг, чтобы обеспечить им комфортное пребывание в учреждении);

- одевание/раздевание (требуется помощь) - не менее 2 раз в сутки;

- смена положения тела - не менее 12 раз в сутки (каждые 2 часа);

- вынос судна - не менее 4 раз в сутки (подлежит проверке в случае, если получатель социальных услуг не пользуется памперсами);

- смена подгузника - не менее 4 раз в сутки. В данном случае необходимо пояснить, что если на основании ИПР (индивидуальной программы реабилитации инвалидов) предусмотрено обеспечение инвалида меньшим, чем 4, количеством памперсов в сутки, поставщик социальных услуг ориентируется на ИПР, так как в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ИПР представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, нормы федерального законодательства превалируют над нормами регионального;

- смена абсорбирующего белья - не реже 1 раза и не чаще 3 раз в день (здесь ситуация аналогична вышеизложенной);

- обтирание лежачих больных - не менее 2 раз в сутки;

- умывание лица - не реже 2 раз в сутки;

- чистка зубов - 2 раза в сутки (подлежит проверке в случае наличия у получателя социальных услуг зубов или зубных протезов);

- обработка ротовой полости, носоглотки, глаз, ушей с использованием необходимых гигиенических средств и антисептических препаратов - не реже 1 раз в сутки;

- личная гигиена женщин - не реже 1 раза в сутки.

Единых форм учета оказания гигиенических услуг не утверждено. Выбор способа фиксации их оказания лежит на поставщике социальных услуг. Его задача - подтвердить оказание каждой из подуслуг конкретному получателю социальных услуг в количестве, соответствующем утвержденным нормативам. На сегодняшний день наиболее распространенной формой учета является ведение Журналов оказания гигиенических услуг лицам, не способным самостоятельно осуществлять за собой уход, содержащих сведения о ФИО граждан, наименовании подуслуг, дате их оказания и кратности.

Для несовершеннолетних получателей социальных услуг 377 Порядком предусмотрена четкая кратность только смены постельного и нательного белья не реже 1 раза в неделю и чаще по мере загрязнения, и обработка ногтей 1 раз в неделю. Способ фиксации услуг аналогичен совершеннолетним.

Организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми при предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания

Организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми, предусмотрена следующими пунктами Порядков и Стандартов предоставления социальных услуг поставщиками социальных в полустационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также несовершеннолетним:

- строкой 2 таблицы «1. Социально-бытовые услуги» Стандарта социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания Приложения к Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, утвержденному постановлением Правительства

Нижегородской области от 31 мая 2019 г. № 321 (далее - 321 Порядок по полустационарам);

- строкой 4 таблицы «1. Социально-бытовые услуги» Стандарта социальных услуг полустационарного социального обслуживания Приложения к Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377 (далее - 377 Порядок по полустационарам).

Учет услуги по организации досуга и отдыха, в том числе обеспечению книгами, журналами, газетами, настольными играми

Наполнение вышеописанной услуги (т.е. то, что она в себя включает) содержится в столбце «Описание социальной услуги» 377 и 321 Порядков по полустационарам. Четкая кратность предоставления услуги, содержащейся в столбце «Сроки предоставления социальной услуги», не установлена, применяется формулировка: «...предоставляется в соответствии с планом (графиком) мероприятий организации социального обслуживания, утвержденным поставщиком социальной услуги». Следовательно, при проведении проверки органом контроля (надзора) поставщик социальных услуг обязан предоставить указанный план (график). Кроме того, в связи с тем, что услуга по организации досуга и отдыха прописывается в индивидуальной программе предоставления социальных услуг гражданина, необходимо подтверждение ее оказания конкретному получателю социальных услуг.

Единых форм учета оказания услуги по организации досуга и отдыха, в том числе обеспечению книгами, журналами, газетами, настольными играми, не утверждено. Выбор способа фиксации ее предоставления лежит на поставщике социальных услуг. Главное, чтобы форма учета отражала оказание данной услуги конкретному получателю.

На сегодняшний день наиболее часто встречающимися формами учета являются: Журналы по организации досуга и отдыха, Журнал культурно - массовых мероприятий, Журнал досуга, тетради социальных педагогов и прочее. Подобные учетные документы содержат сведения о ФИО граждан, какая конкретно подуслуга оказана (например: проведены музыкальные занятия, тематические встречи, выдача игр, игрушек и т.д.), о дате их оказания и кратности.

Типичным нарушением является отсутствие фиксации в документах факта проведения досуговых мероприятий в отношении групп получателей социальных услуг без указания ФИО граждан. Как правило, просто обозначается численность: 11 человек, 2 человека. В этом случае невозможно установить оказание услуги конкретному гражданину.

В учреждениях, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним, данное нарушение встречается реже, так как состав групп обычно фиксирован. Но, если мероприятия проводятся сразу для нескольких групп, при этом участвуют в нем не все дети, а указано только их количество, ситуация аналогична.

Для подтверждения обеспечения получателей социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми в ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) достаточно предъявления балансовой или забалансовой ведомости учета указанных материальных ценностей. В случае отсутствия у поставщика социальных услуг собственного библиотечного фонда, выходом может стать заключение договора с районной (сельской) библиотекой или иной социально ориентированной организацией, располагающей собственным материальным запасом литературы.

Проведение социально-психологического консультирования, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений и осуществление социально¬психологического патронажа

Проведение социально-психологического консультирования, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений предусмотрено:

- строкой 1 таблицы «3. Социально-психологические услуги» Стандарта социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания, Приложения к 321 Порядку по полустационарам;

- строкой 1 таблицы «3. Социально-психологические услуги» Стандарта социальных услуг полустационарного социального обслуживания Приложения к 377 Порядку по полустационарам.

Наполнение вышеописанной услуги содержится в столбце «Описание социальной услуги» Стандартов 377 и 321 Порядков по полустационарам. Установлена кратность предоставления услуги, содержащаяся в столбце «Сроки предоставления социальной услуги», которая составляет:

- для категорий граждан, указанных в 321 Порядке по полустационарам, - не менее 1 раза в неделю;

- для категорий несовершеннолетних и их родителей, указанных в 377 Порядке по полустационарам, установлен лишь максимальный норматив предоставления услуги - не более:

  • социально-психологическая диагностика - не более 2 раз в месяц;
  • консультирование - не более 4 раз в месяц;
  • социально-психологическая коррекция - не более 10 раз в месяц.

Таким образом, если услуга не оказана вообще, обязательные

требования законодательства не нарушены, если услуга оказана в большем, чем утвержденном Стандартом количестве - нарушение есть. Это, безусловно, является возможностью для безнаказанного злоупотребления при выполнении своих обязанностей недобросовестными поставщиками социальных услуг, чего необходимо избегать.

Единых форм учета проведения социально-психологического

консультирования не утверждено. Выбор способа фиксации также лежит на поставщике социальных услуг. Принцип тот же, что и при организации досуга и отдыха - персонифицированность.

Как правило, педагоги-психологи и психологи поставщиков социальных услуг ведут собственные журналы учета по социально- психологическому консультированию. Типичными нарушениями при фиксации услуг являются:

- невозможность установить конкретных получателей социальных услуг, с кем проводилось групповое занятие;

- ведение учета в «рабочем» журнале «для себя», данные которого частично и нерегулярно переносятся в официальный журнал учета оказания данной услуги;

- учет оказания данной услуги как досугового мероприятия;

- полное отсутствие учета оказания данной услуги.

Кроме того, при оформлении учета проведения социально-психологического консультирования необходимо, чтобы наименования оказываемой услуги и подуслуг совпадали с указанными в Стандартах. Например:

Журнал учета проведения социально-психологического консультирования, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений:

Вид услуги: социально-психологическая услуга;

Объем услуги: социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;

Описание социальной услуги: выявление проблем, сбор

психологического анамнеза (социально-психологическая диагностика).

Осуществление социально-психологического патронажа

Осуществление социально-психологического патронажа

предусмотрено:

- строкой 3 таблицы «3. Социально-психологические услуги»

Стандарта социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания, Приложения к 321 Порядку по полустационарам;

- строкой 3 таблицы «3. Социально-психологические услуги»

Стандарта социальных услуг полустационарного социального обслуживания Приложения к 377 Порядку по полустационарам.

Наполнение вышеописанной услуги содержится в столбце «Описание социальной услуги» Стандартов 377 и 321 Порядков по полустационарам. Установлена кратность предоставления услуги, содержащаяся в столбце «Сроки предоставления социальной услуги» и составляющая:

- для категорий граждан, указанных в 321 Порядке по полустационарам, - не менее 1 раза в месяц;

- для категорий несовершеннолетних, указанных в 377 Порядке по полустационарам:

- несовершеннолетним, за исключением детей-инвалидов - 2 раза в месяц;

- детям-инвалидам - 1 раз в месяц.

Принципы фиксации услуг совпадает с вышеописанным.

Обзор изменений законодательства, касающихся расширения полномочий органа регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области

Федеральным законом от 18 июля 2019 г. № 180-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предоставлено право органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, самостоятельно рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий и налагать штрафы.

До вступления в силу данных изменений в случае выявления нарушений обязательных требований части 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ) органом контроля (надзора) выдавалось предписание об устранении выявленных нарушений с установленным сроком его исполнения. В случае неисполнения предписания составлялся протокол об административном правонарушении и направлялся в суд, который налагал штраф.

Сейчас министр социальной политики Нижегородской области от имени министерства социальной политики Нижегородской области, как органа, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания, имеет право самостоятельно рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решение о наложении штрафов.

Таким образом, в случае выявления нарушений требований части 4 статьи 19 Федерального закона № 442-ФЗ должностными лицами органа контроля (надзора) сразу будет составляться протокол об административном правонарушении и направляться на рассмотрение министру, без суда. Нет выдачи предписания - нет возможности в определенный срок устранить нарушения без оплаты штрафа.

На основании вышеизложенного, во избежание привлечения к административной ответственности, всем поставщикам социальных услуг необходимо обеспечить полное исполнение требований части 4 статьи 19 Федерального закона № 442-ФЗ, а именно:

- возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории поставщика социальных услуг (закрепить ответственность специалистов приказом организации и прописать соответствующие обязанности в их должностных инструкциях);

- возможность для самостоятельного передвижения по территории поставщика: наличие пандусов, поручней, в том числе в коридорах; отсутствие порогов, наличие подъемника или лифта и т.д.;

- дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, т.е. оснащение дверей кабинетов кнопками «проговаривания» их названия, озвучивание текста бегущей строки учреждения и т.д.;

- оснащение таблицами Брайля, допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

- дублирование голосовой информации текстовой информацией (это наличие бегущей строки на самостоятельной установке или на экране телевизора), надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием сурдоперевода (как правило, это запись, показываемая на экранах телевизоров в холлах), допуск сурдопереводчика.


Графическая версия документа

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст