Результаты публичного обсуждения правоприменительной практики при осуществлении регионального гос. контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в отношении поставщиков социальных услуг за 1 квартал 2019 г. (пресс-релиз) (статус – завершено)

Министерством социальной политики Нижегородской области в два этапа (27 и 28 мая 2019 г.) проведено публичное обсуждение правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг за истекший период 2019 года. Мероприятие прошло при участии заместителя министра социальной политики Нижегородской области Артёма Игоревича Святненко, начальника контрольно-ревизионного управления министерства социальной политики Нижегородской области Натальи Валентиновны Безруковой, начальника отдела контроля качества социальных услуг контрольно-ревизионного управления Александра Анатольевича Лыганова, заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Нижегородской области Сергея Николаевича Большакова. Публичные обсуждения посетило 126 слушателей.

В своем приветственном обращении А.И. Святненко отметил, что министерство социальной политики Нижегородской области проводит первые публичные обсуждения правоприменительной практики, но далее они будут проходить ежеквартально. Определил публичные обсуждения как новый формат взаимодействия контролирующего органа и проверяемых лиц, обеспечивающий возможность диалога. Основной задачей мероприятия А.И. Святненко назвал подведение итогов за истекший период 2019 г., освещение основных проблемных вопросов исполнения стандартов и порядков оказания социальных услуг, типичных нарушений, выявленных в ходе мероприятий по контролю. По словам А.И. Святненко, основной целью контроля становится предупреждение нарушений обязательных требований, а не привлечение к ответственности за их неисполнение.

В завершении выступления заместитель министра социальной политики Нижегородской области поблагодарил присутствующих руководителей поставщиков социальных услуг за продуктивное взаимодействие и пожелал успехов в работе.

Начальник контрольно-ревизионного управления Министерства социальной политики Нижегородской области Н.В. Безрукова обратилась к присутствующим участникам публичного обсуждения с приветственным словом, осветила основные нормативные правовые документы, определяющие полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области, определила предмет и цель данного вида контроля (надзора), средства исполнения государственной функции, подконтрольные объекты.

Начальник управления обратила особое внимание на то, что плановые проверки в отношении поставщиков социальных услуг, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.

Основной раздел доклада Н.В. Безруковой был посвящен статистическим показателям состояния подконтрольной среды и текущему уровню развития профилактических мероприятий.

В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области за истекший период 2019 года проведено 23 проверки (3 выездных и 20 документарных).

Число внеплановых проверок составило 14 (70 % от общего количества документарных проверок), целью которых являлось осуществление контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений (100 % внеплановых проверок). По итогам данных мероприятий по контролю установлено исполнение предписаний в полном объеме.

В ходе проведенных проверок меры административной и иной публично-правовой ответственности к поставщикам социальных услуг не принимались. Административного или судебного оспаривания решений, действия или бездействия органа контроля (надзора) и его должностных лиц не проводилось.

Н.В. Безрукова перечислила типичные нарушения по результатам мероприятий по контролю:

  • несоблюдение нормативов площади жилых помещений, предоставляемых получателям социальных услуг (перенаполнение комнат);
  • несоблюдение кратности предоставления гигиенических услуг лицам, не способным самостоятельно осуществлять за собой уход;
  • нарушение правовых оснований предоставления социальных услуг;
  • необеспечение возможности для самостоятельного передвижения внутри организации поставщика социальных услуг лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • отсутствие дублирования текстовых сообщений голосовыми сообщениями;
  • несоблюдение норм питания, предоставляемого получателям социальных услуг (по нормативу (норме) предоставления социальных услуг);
  • несоблюдение стандартов предоставления социально-медицинских и социально-психологических услуг (по объему социальных услуг (периодичности).

Н.В. Безрукова отметила, что, несмотря на снижение количества выявленных нарушений в истекшем периоде 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года в 6 раз, нарушения порядков и стандартов предоставления услуг, особенно социально-бытовых, продолжают иметь место. Этот факт Министерство связывает с низким уровнем знаний нормативных правовых актов сотрудников, непосредственно предоставляющих социальные услуги,  а также с недостаточным контролем руководителей учреждений за исполнением порядков и стандартов. Данные нарушения являются главной проблемой поставщиков социальных услуг, несмотря на снижение в общем доли организаций, их допустивших, с 17,4 % за аналогичный период 2018 года до 4,8% в 2019 году (в 3,6 раза). В среднем на одного поставщика социальных услуг, у которого выявлены нарушения, за истекший период 2019 года приходится 0,1 нарушения порядков и стандартов предоставления социальных услуг против 0,4 за аналогичный период 2018 года.

В завершении выступления Н.В. Безрукова довела до сведения поставщиков социальных услуг осуществленные министерством социальной политики Нижегородской области профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований поставщиками социальных услуг, обозначила основные проблемы подконтрольных объектов на сегодняшний день, а также обратила внимание на необходимость качественного оказания социальных услуг и ужесточения контроля со стороны руководителей поставщиков социальных услуг за исполнением порядков и стандартов оказания социальных услуг.

Начальник отдела контроля качества социальных услуг контрольно-ревизионного управления А.А. Лыганов в своем обращении к собравшимся подчеркнул важность выполняемой работы, направленной на повышение качества предоставления социальных услуг, всех руководителей поставщиков социальных услуг.

Доклад А.А. Лыганова был посвящен соблюдению обязательных требований к оформлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг, договора и заявления о предоставлении социальных услуг. Начальник отдела подробно осветил проблемные вопросы по заполнению форм вышеуказанных документов, нюансы трактовок правовых норм, привел примеры типичных нарушений заполнения документов.

А.А. Лыганов обратил внимание на особенности заполнения индивидуальной программы предоставления социальных услуг в связи со вступлением в силу 31 декабря 2018 г. постановления Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2018 г. № 934, кардинально изменившего Порядки предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области.

В заключение своего выступления А.А. Лыганов обратился к слушателям с просьбой, предельно внимательно относиться к заполнению документов, являющихся основанием для зачисления гражданина на социальное обслуживание.

Был заслушан доклад заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Нижегородской области С.Н. Большакова по теме: «Причины пожаров и основные требования пожарной безопасности, предъявляемые к объектам социального обслуживания населения».

Кроме письменного анкетирования, по результатам публичных обсуждений был проведен устный опрос слушателей, которые высоко оценили проведенное мероприятие.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст