Перечень ответов на вопросы поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также несовершеннолетним гражданам, в стационарной форме

Вопрос 1:

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377 в последней редакции, получатель социальных услуг для получения социальных услуг при обращении к поставщику социальных услуг должен приложить к заявлению направление, выданное УСЗН. Если ИППСУ выдано на три года, нужно ли законному представителю ребенка обращаться в УСЗН каждый раз за направлением для получения социальных услуг у разных поставщиков социальных услуг в течение трех лет? При условии, что все эти поставщики социальных услуг включены в Перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг ИППСУ.

Ответ:

  1. Если направление выдается на тип социальной организации в целом (СРЦН, СП), то обновления его не требуется, поскольку срок действия данного направления нормативными правовыми актами не утвержден.
  2. Если направление УСЗН выдано на конкретного поставщика социальных услуг, зачисление по нему на социальное обслуживание к другому поставщику невозможно.

Вопрос 2:

При внесении изменений в форму ИППСУ, утвержденную Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» (например, как изменения, внесенные 30 марта 2018 г.), каким образом вносить изменения в ИППСУ, которые составлены на 3 года? Нужно ли брать личное заявление от родителя (законного представителя), нужно ли присваивать новый номер ИППСУ и дату выдачи, на какой срок действия ИППСУ? Или же Комиссии УСЗН достаточно внести изменения в действующую ИППСУ без заявления родителя (законного представителя) и сделать ИППСУ в новой редакции с изменениями, при этом оставить старый номер, дату выдачи и срок действия и соответственно не признавать вновь нуждающимся в социальном обслуживании.

Ответ:

В случае изменения формы ИППСУ оснований для взятия заявления вновь и признания гражданина нуждающимся нет, так как нуждаемость человека не изменилась. Вместе с тем оставить прежнюю дату на ИППСУ вы не можете, так как на эту дату новая форма еще не действовала. Дата, а соответственно и номер, должны быть новыми, соответствующими дате обращения получателя социальных услуг к поставщику после вступления в силу изменений в форму (то есть до зачисления или день в день). Обращаем ваше внимание, что ИППСУ получателей социальных услуг, находящихся на стационарном социальном обслуживании на протяжении всего действия ИППСУ, которых не отчисляли и не принимали вновь после вступления в силу новой формы, не подлежат замене.


Вопрос 3:

Необходимо ли включать перечень социальных услуг в договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме? Или форму договора о предоставлении социальных услуг, примерная форма которого определена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг», изменять нельзя?

Ответ:

Согласно пункту 1 раздела I примерной формы договора, определенной Приложением 1 к Приказу Минтруда России 874н, исполнитель обязуется оказать социальные услуги заказчику на основании ИППСУ, которая является неотъемлемой частью договора. В связи с тем, что в ИППСУ содержатся виды социальных услуг, перечислять их в договоре нецелесообразно, но не запрещено, поскольку сама форма договора является примерной и может быть изменена.


Вопрос 4:

Нужно ли исключать из ИППСУ те услуги, которые не оказывает поставщик социальных услуг согласно Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377?

Ответ: 

В связи со вступлением в силу 31 декабря 2018 г. постановления Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2018 г. № 934, внесшего изменения в постановление Правительства 377, такого понятия, как «комплексная социальная услуга» больше не существует. Это означает, что УСЗН вправе признавать нуждающимся получателя социальных услуг только в отдельных услугах. Соответственно, те услуги, в которых гражданин не признан нуждающимся, в ИППСУ не включаются. Вместе с тем сами разделы ИППСУ удалять нельзя, так как форма ИППСУ остается неизменной.

Например, если гражданин признан нуждающимся в социально-бытовых услугах, кроме обеспечения питанием, в ИППСУ в виде услуг «Социально-бытовые» будут перечислены все подвиды, кроме обеспечения питанием, она будет пропущена. Если гражданин признан не нуждающимся во всех подвидах услуги одного вида, например, услугах в целях повышения коммуникативного потенциала, то раздел все равно остается, так как форма ИППСУ неизменна, в содержании граф ставятся прочерки, за исключением графы: «Отметка о выполнении». в данной графе ставится отметка: «Признан не нуждающимся. Протокол комиссии от____№____»


Вопрос 5:

Будет ли считаться нарушением, если в личном деле несовершеннолетнего, поступившего по заявлению родителей, нет направления, выданного УСЗН? 

Ответ:

Да, будет, так как наличие направления УСЗН предусмотрено пунктом 2.1 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377.


Вопрос 6:

Необходимо ли закрыть ИППСУ 2018 г. для получателей социальных услуг, которые продолжают получать услуги в учреждении в 2019 г и открыть новые с 1 января 2019 г. (вопрос по несовершеннолетним)?

Ответ: 

Если получателей социальных услуг, находящихся на стационарном социальном обслуживании в рамках действия ИППСУ, не отчисляли и не принимали вновь после вступления в силу изменений в 377 Порядок, то выдача новых ИППСУ и закрытие прежних не требуется. Вместе с тем необходимо понимать, что 934 постановление внесло изменения, которые кардинально изменили порядки и стандарты предоставления социальных услуг. Таким образом, на практике получается, что учреждение должно будет детям, поступившим до 31 декабря 2018 г. оказывать комплексную услугу в соответствии с прежними стандартами (они ведь прописаны в ИППСУ), а поступившим после – индивидуальные услуги по новым стандартам. Это представляется крайне трудным. В этом случае рекомендуется выдать детям новые ИППСУ, чтобы учреждение могло подойти к оказанию услуг по-новому, индивидуально. Обращаем Ваше внимание, что новый Порядок вступил в силу 31 декабря 2018 г., а не 1 января 2019 г., следовательно, новые ИППСУ должны быть от 31 декабря 2018 г.

Вопрос 7: 

Что понимается под социальным сопровождением в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов?

Ответ:  

В соответствии с частью 1 статьи 22 442-ФЗ под социальным сопровождением понимается оказание поставщиком социальных услуг содействия получателю социальных услуг в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящихся к социальным услугам, та деятельность, которую сам поставщик социальных услуг не осуществляет (например, в штате учреждения отсутствует врач-стоматолог и учреждение оказывает содействие гражданину в получении стоматологической помощи).


Вопрос 8:

Должны ли при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг включаться: ежемесячные денежные выплаты, единовременная денежная выплата, выплаты компенсационного характера, различные виды пособий, субсидии, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса?

Ответ: 

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. № 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В данных Правилах положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, указанных в пункте 5 Правил, не содержится. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении вышеуказанных выплат в среднедушевой доход получателя социальных услуг, необходимо учитывать их природу и периодичность предоставления.

Пенсии, пособия, иные выплаты, установленные законодательными актами Российской Федерации, как правило, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, социального обеспечения и социальной защиты. В аналогичных целях осуществляются и ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, различные виды субсидий, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, которые должны учитываться при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в пункте 5 Правил, полученные в денежной форме и установленные законодательством Российской Федерации (имеются в виду нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней). Данное регулирование основано на положениях пункта «ж» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.


Вопрос 9:

Если ребенок поступил в учреждение по основаниям, закрепленным Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» нужно ли в этом случае направление из УСЗН?

Ответ:

Направление УСЗН является частью пакета документов, необходимого для зачисления несовершеннолетнего на стационарное социальное обслуживание в соответствии с требованиями пункта 2.1 377 Порядка, который принят во исполнение 442-ФЗ и не распространяется на правоотношения, связанные с реализацией 120-ФЗ.

;Вместе с тем, когда ребенку, поступившему по 120-ФЗ, оформляется ИППСУ и заключается договор на социальное обслуживание, такое направление, разумеется, оформляется вместе с остальным пакетом документов, предусмотренным пунктом 2.1 377 Порядка.


Вопрос 10:

В случае отсутствия сертификатов получаемой пищевой продукции в Росреестре ее прием к реализации запрещен. Если сертификат предоставлен, но его нет в Росреестре, как быть? 

Ответ: 

Необходимо отметить, что данный вопрос не входит в компетенцию органа (контроля) надзора в сфере социального обслуживания. Вместе с тем напоминаем вам, что по данному вопросу отделом реализации государственных закупок Министерства неоднократно проводились обучающие конференции и семинары, на которых давались подробнейшие объяснения. В частности, о том, что такую продукцию ни в коем случае нельзя принимать, а о поставщиках незамедлительно сообщать в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области.


Вопрос 11:

Целесообразно ли разработать на уровне Министерства единые формы для учета предоставляемых социальных услуг по формам предоставления социальных услуг (журналы, ведомости или др.) для удобства контроля, т.е. для стационаров, для обслуживания на дому и т.д.?

Ответ: 

Разработка и утверждение единой формы дневника социального работника относится к компетенции профильного подразделения Министерства. Обращаем ваше внимание, что при проведении проверок оказания социальных услуг, фиксируемых в дневнике социального работника, его форма не важна, важен факт подтверждения оказания конкретной услуги конкретному человеку.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст