Результаты публичного обсуждения правоприменительной практики при осуществлении регионального гос. контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в отношении поставщиков социальных услуг за III квартал 2019 г. (пресс-релиз) (статус – завершено)

Министерством социальной политики Нижегородской области в два этапа (25 и 26 сентября 2019 г.) проведено публичное обсуждение правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг за III квартал 2019 года. Мероприятие прошло при участии заместителя министра социальной политики Нижегородской области Артёма Игоревича Святненко, начальника контрольно-ревизионного управления министерства социальной политики Нижегородской области Натальи Валентиновны Безруковой, начальника отдела контроля качества социальных услуг контрольно-ревизионного управления Александра Анатольевича Лыганова, консультанта отдела контроля качества социальных услуг контрольно-ревизионного управления Юлии Олеговны Пестовой, старшего инспектора отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области Руслана Сергеевича Коротина. Публичное обсуждение посетило 88 слушателей.

В своем приветственном обращении А.И. Святненко отметил, что министерство социальной политики Нижегородской области уже во второй раз проводит публичные обсуждения правоприменительной практики. Определил публичные обсуждения как новый формат взаимодействия контролирующего органа и проверяемых лиц, обеспечивающий возможность диалога. Основной задачей мероприятия А.И. Святненко назвал подведение итогов за III квартал 2019 г., освещение основных проблемных вопросов исполнения стандартов и порядков оказания социальных услуг, типичных нарушений, выявленных в ходе мероприятий по контролю. По словам А.И. Святненко, основной целью контроля становится предупреждение нарушений обязательных требований, а не привлечение к ответственности за их неисполнение.

В завершении выступления заместитель министра социальной политики Нижегородской области поблагодарил присутствующих руководителей поставщиков социальных услуг за продуктивное взаимодействие и пожелал успехов в работе.

Начальник контрольно-ревизионного управления Министерства социальной политики Нижегородской области Н.В. Безрукова обратилась к присутствующим участникам публичного обсуждения с приветственным словом.

Основной раздел доклада Н.В. Безруковой был посвящен статистическим показателям состояния подконтрольной среды и текущему уровню развития профилактических мероприятий.

В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области за III квартал 2019 года проведено 13 проверок (2 выездные и 11 документарных).

Число внеплановых проверок составило 2 (15 % от общего количества документарных проверок), целью которых являлось осуществление контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений (100 % внеплановых проверок). По итогам данных мероприятий по контролю установлено исполнение предписаний в полном объеме.

В ходе проведенных проверок меры административной и иной публично-правовой ответственности к поставщикам социальных услуг не принимались. Административного или судебного оспаривания решений, действия или бездействия органа контроля (надзора) и его должностных лиц не проводилось.

Н.В. Безрукова перечислила типичные нарушения по результатам мероприятий по контролю:

-.несоблюдение норм питания, предоставляемого несовершеннолетним получателям социальных услуг;

- несоблюдение нормативов обеспечения мягким инвентарем (одеждой, обувью, постельными принадлежностями) получателей социальных услуг;

- оказание срочных социальных услуг на основании заявлений по форме, не соответствующей утвержденной;

- зачисление получателей социальных услуг в отделение социально-бытового обслуживания на дому на основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ), форма которых не соответствует утвержденной.

Н.В. Безрукова отметила, что нарушения порядков и стандартов предоставления услуг, особенно социально-бытовых, продолжают иметь место. Этот факт Министерство связывает с низким уровнем знаний нормативных правовых актов сотрудников, непосредственно предоставляющих социальные услуги,  а также с недостаточным контролем руководителей учреждений за исполнением порядков и стандартов.

Во второй части своего выступления Н.В. Безрукова перешла к обзору изменений законодательства, касающихся расширения полномочий министерства социальной политики Нижегородской области по контролю (надзору).

Н.В. Безрукова пояснила, что Федеральным законом от 18 июля 2019 г. № 180-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предоставлено право органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, самостоятельно рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий и налагать штрафы. До вступления в силу данных изменений в случае выявления нарушений обязательных требований части 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) органом контроля (надзора) министерства социальной политики Нижегородской области выдавалось предписание об устранении выявленных нарушений с установленным сроком его исполнения. В случае неисполнения предписания составлялся протокол об административном правонарушении и направлялся в суд, который налагал штраф. Сейчас министр социальной политики Нижегородской области от имени министерства социальной политики Нижегородской области, как органа, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания, получил право самостоятельно рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решение о наложении штрафов. Во избежание привлечения к административной ответственности Н.В. Безрукова призвала поставщиков социальных услуг приложить все усилия к исполнению требований части 4 статьи 19 Федерального закона № 442-ФЗ.

В завершении выступления Н.В. Безрукова довела до сведения поставщиков социальных услуг осуществленные министерством социальной политики Нижегородской области профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований поставщиками социальных услуг, обозначила основные проблемы подконтрольных объектов на сегодняшний день, а также обратила внимание на необходимость качественного оказания социальных услуг и ужесточения контроля со стороны руководителей поставщиков социальных услуг за исполнением порядков и стандартов оказания социальных услуг.

Консультант отдела контроля качества социальных услуг контрольно-ревизионного управления Ю.О. Пестова в своем обращении к собравшимся подчеркнула важность выполняемой работы, направленной на повышение качества предоставления социальных услуг, всех руководителей поставщиков социальных услуг.

Доклад Ю.О. Пестовой был посвящен учету предоставления поставщиками социальных услуг социально-бытовых услуг в части обеспечения мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями), предоставления гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход, организации досуга и отдыха, в том числе обеспечения книгами, журналами, газетами, настольными играми, предоставления социально-психологических услуг. Ю.О. Пестова подробно осветила проблемные вопросы по ведению учета вышеуказанных документов, нюансы трактовок правовых норм, привела примеры типичных нарушений заполнения документов.

В заключение своего выступления Ю.О. Пестова обратилась к слушателям с просьбой, предельно внимательно относиться к заполнению документов, подтверждающих предоставление социальных получателям социальных услуг в соответствии с обязательными требованиями.

Был заслушан доклад старшего инспектора отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Нижегородской области Р.С. Коротина по теме: «Причины пожаров и основные требования пожарной безопасности, предъявляемые к объектам социального обслуживания населения».

Кроме письменного анкетирования, по результатам публичных обсуждений был проведен устный опрос слушателей, которые высоко оценили проведенное мероприятие.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст