Результаты публичного обсуждения правоприменительной практики при осуществлении регионального гос. контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в отношении поставщиков социальных услуг за IV квартал 2019 г. (пресс-релиз) (статус – завершено)

Министерством социальной политики Нижегородской области 11 декабря 2019 г. проведено публичное обсуждение правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг за IV квартал 2019 года. Мероприятие прошло при участии начальника контрольно-ревизионного управления министерства социальной политики Нижегородской области Натальи Валентиновны Безруковой, начальника отдела контроля качества социальных услуг контрольно-ревизионного управления Александра Анатольевича Лыганова, консультанта отдела контроля качества социальных услуг контрольно-ревизионного управления Юлии Олеговны Пестовой, заместителя начальника отдела – начальника отделения отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области Алексея Юрьевича Компасова. Публичное обсуждение посетило 93 слушателя.

В своем приветственном обращении Н.В.Безрукова отметила, что министерство социальной политики Нижегородской области уже в третий раз проводит публичное обсуждение правоприменительной практики. Обратила внимание на то, что публичным обсуждениям уделяется все больше внимания со стороны предпринимательских сообществ, прокуратуры и федеральных органов власти, ответственных за реализацию Реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Профилактика нарушений обязательных требований сейчас является приоритетным направлением развития контрольно-надзорной деятельности. Основной задачей мероприятия Н.В.Безрукова назвала подведение итогов за IV квартал 2019 года, освещение основных проблемных вопросов исполнения стандартов и порядков оказания социальных услуг, типичных нарушений, выявленных в ходе мероприятий по контролю, а также о введении риск-ориентированного подхода при планировании плановых проверок с 2020 года.

В завершении выступления начальник контрольно-ревизионного управления министерства социальной политики Нижегородской области поблагодарила присутствующих руководителей поставщиков социальных услуг за продуктивное взаимодействие.

Доклад Н.В.Безруковой был посвящен статистическим показателям состояния подконтрольной среды, текущему уровню развития профилактических мероприятий, а также механизму применения риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок.

В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области за IV квартал 2019 года проведено 12 проверок (2 выездные и 10 документарных).

Число внеплановых проверок составило 3 (25 % от общего количества проведенных проверок), целью которых являлось осуществление контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений (100 % внеплановых проверок). По итогам данных мероприятий по контролю установлено исполнение предписаний в полном объеме.

В ходе проведенных проверок меры административной и иной публично-правовой ответственности к поставщикам социальных услуг не принимались. Административного или судебного оспаривания решений, действия или бездействия органа контроля (надзора) и его должностных лиц не проводилось.

Н.В.Безрукова отметила, что в IV квартале 2019 года по итогам мероприятий по контролю (надзору) нарушений выявлено не было. Данный факт обусловлен активной профилактикой допущения возможных нарушений поставщиками социальных услуг, а также формированием более серьезного подхода к исполнению действующего законодательства и своих обязанностей поставщиками социальных услуг.

Во второй части своего выступления Н.В.Безрукова перешла к разъяснению механизма применения риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок.

Н.В.Безрукова пояснила, что в целях реализации целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р, министерством социальной политики Нижегородской области принято решение с 2020 года перейти при планировании контрольно-надзорных мероприятий на риск-ориентированный подход. Соответствующие изменения уже внесены в Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 21 ноября 2014 г. № 806, и соответствующий административный регламент.

Согласно внесенным изменениям поставщики социальных услуг могут относиться к одной из четырех категорий риска: чрезвычайно высокому, высокому, значительному и низкому. Если поставщик социальных услуг осуществляет несколько видов деятельности, относящихся к разным категориям риска, ему все равно присваивается только одна, более высокая, категория риска.

Далее Н.В.Безрукова подробно объяснила, как производятся расчеты для определения категории риска поставщика социальных услуг и привела наглядные примеры.

В завершении выступления Н.В.Безрукова обозначила основные проблемы подконтрольных субъектов на сегодняшний день, а также обратила внимание на необходимость качественного оказания социальных услуг и ужесточения контроля со стороны руководителей поставщиков социальных услуг за исполнением порядков и стандартов оказания социальных услуг.

Консультант отдела контроля качества социальных услуг контрольно-ревизионного управления Ю.О.Пестова в своем обращении к собравшимся подчеркнула важность выполняемой работы, направленной на повышение качества предоставления социальных услуг, всех руководителей поставщиков социальных услуг.

Доклад Ю.О.Пестовой был посвящен учету предоставления поставщиками социальных услуг социально-бытовой услуги по обеспечению питанием согласно утвержденным нормам. Ю.О.Пестова подробно осветила проблемные вопросы по ведению учета вышеуказанной услуги, нюансы трактовок правовых норм, привела примеры типичных нарушений заполнения документов, произвела практический разбор нарушений на примерах.

В заключение своего выступления Ю.О.Пестова обратилась к слушателям с просьбой, предельно внимательно относиться к заполнению документов, подтверждающих обеспечение получателей социальных услуг питанием в соответствии с утвержденными нормами.

Был заслушен доклад заместителя начальника отдела – начальника отделения отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Алексея Юрьевича Компасова, посвященный типичным нарушениям основных требований пожарной безопасности, предъявляемых к объектам социального обслуживания населения, а также переходу с 2020 года на риск-ориентированных подход при проведении плановых проверок.

Кроме письменного анкетирования, по результатам публичных обсуждений был проведен устный опрос слушателей, которые высоко оценили проведенное мероприятие.

Министерством социальной политики Нижегородской области проведен анализ результатов анкетирования по определению эффективности публичного обсуждения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг за IV квартал 2019 года, проведенного 11 декабря 2019 г. для поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также несовершеннолетним гражданам в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания.

Всего присутствовало на публичном обсуждении 93 слушателя (руководители государственных и негосударственных поставщиков социальных услуг Нижегородской области).

Обработано 93 анкеты.

Респондентами заполнено 76 анкет.

Для оценки результатов использовалась 5-ти балльная система.

По результатам анализа анкет установлено следующее:

  • по мнению 60 респондентов, проведенное мероприятие полностью соответствовало тематической направленности (средний балл удовлетворенности 4,8);
  • по мнению 72 респондентов, квалификация выступающих полностью соответствовала их ожиданиям (средний балл удовлетворенности 4,9);
  • по мнению 63 респондентов, организация мероприятия полностью соответствовала их ожиданиям (средний балл удовлетворенности 4,8).
  • Средний балл по результатам проведенного мероприятия – 4,83.
  • Свое мнение о необходимости введения в практику подобных мероприятий высказали 76 респондентов.

Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Нижегородской области в сфере социального обслуживания внесли 11 респондентов, в том числе:

  • по конкретизации понятий видов услуг, порядков и стандартов их оказания, учету социальных услуг – 7;
  • по разработке типовых форм документов по учету оказания социальных услуг – 4.

Предложения по улучшению работы министерства социальной политики Нижегородской области высказали 22 респондента, в том числе:

  • по проведению видеосовещаний, конференций по вопросам правоприменительной практики – 4;
  • по продолжению подготовки методических рекомендаций, проведения разъяснительной работы – 18.

Анализ результатов анкетирования по определению эффективности публичного обсуждения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории региона за IV квартал 2019.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст