Перечень ответов на вопросы поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также несовершеннолетним гражданам, в полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому

Вопрос: Если ребенок поступил в учреждение по основаниям, закрепленным Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» нужно ли в этом случае направление из ГКУ НО УСЗН?

Ответ: В соответствии с содержанием пункта 2.1 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377, направление, выданное ГКУ НО УСЗН требуется при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания на основании заявления получателя социальных услуг о предоставлении социальных услуг и разработанной индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ). При поступлении ребенка по 120-ФЗ ИППСУ основанием не является. Следовательно, направление ГКУ НО УСЗН не требуется.

Кроме того, согласно изменениям, внесенным в 377 Порядок  постановлением Правительства Нижегородской области от 17 июня 2019 г. № 374, направление от ГКУ НО УСЗН требуется только для получения социальных услуг в государственных бюджетных учреждениях «Областной центр социальной помощи семье и детям «Юный нижегородец», «Областной санаторно-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Золотой колос» (Арзамасский район)» и «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Арзамаса».


Вопрос: Как подтвердить отказ получателя социальных услуг в предоставлении нижнего белья, если у гражданина отсутствует индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида и нет инвалидности, но он пользуется специализированным абсорбирующим бельем?

Ответ: Гражданин имеет право письменно отказаться от предоставления ему нижнего белья, оформив отказ в свободной форме.

Вместе с тем, учитывая необходимость приобретения получателем социальных услуг абсорбирующего белья за счет собственных средств, не понятно бездействие поставщика социальных услуг, который не оказывает содействие гражданину в получении инвалидности и возможности получения ТСР бесплатно, по индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.


Вопрос: Обеспечение выполнения норм питания при составлении меню носит обязательный характер, а нормы расхода продуктов в соответствии с рецептурным справочником все-таки рекомендательный. Чем руководствоваться, чтобы не было замечаний?

Ответ: В данном случае противоречия нет, так как справочниками поставщик социальных услуг пользуется, чтобы облегчить составление меню рациона питания, отвечающее установленным требованиям, прежде всего, санитарно-гигиеническим. В справочниках уже есть расчет пищевой ценности блюда, его рецептура, выход, что значительно экономит время специалиста поставщика социальных услуг.


Вопрос: Каким образом заполняется ИППСУ при условии, если гражданин выбыл с обслуживания раньше окончательного срока действия ИППСУ? В случае смены поставщика социальных услуг в период действия ИППСУ каким образом оформляются услуги, оказанные предыдущим поставщиком социальных услуг?

Ответ: На основании договора получатель социальных услуг имеет право прервать социальное обслуживание по собственному желанию. В этом случае договорные отношения считаются исполненными, а услуги – выполненными (разумеется, за исключением тех, оказание которых не требовалось). Таким образом, проставляются отметки: «Выполнено. 01.05.2019», «Не выполнено. Не требовалось».

При зачислении к другому поставщику социальных услуг, организация проставляет свои отметки под отметками предыдущего поставщика.


Вопрос: Что включает в себя предоставление социально-трудовой услуги несовершеннолетним?

Ответ: Согласно требованиям подпункта 1 пункта 5.8 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377, оценка качества социально-трудовых услуг включает в себя оценку в какой степени созданные поставщиком социальных услуг условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования, а также для получения образования взрослыми инвалидами способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.

Подустуги, которые включают в себя социально-трудовые услуги, описаны в столбце 3 «Описание социальной услуги» таблицы «5. Социально-трудовые услуги» вышеназванного Порядка.


Вопрос: В соответствии со строкой 2 таблицы «3. Социально-психологические услуги» Стандарта социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, Приложения к Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 31 мая 2019 г. № 321, кратность оказания психологической помощи и поддержки, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг, осуществляется не более 2 раз в месяц. Если социальные работники оказывают психологическую помощь и поддержку практически каждый день, в отчеты это заносить нельзя?

Ответ: Учитывая подобную формулировку в вышеуказанном Стандарте, указание количества услуг, превышающего 2 раза в месяц, не будет соответствовать требованиям к его исполнению.


Вопрос: При заполнении заявления о предоставлении социальных услуг в отделении срочного социального обслуживания, какие обстоятельства определения нуждаемости необходимо указать при составлении акта материального бытового обследования для оформления пособия на малоимущих?

Ответ: Несмотря на то, что статья 15 Федерального закона от 28 декабря                2013 г. № 442-ФЗ устанавливает обстоятельства, на основании которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, то есть ему выдается ИППСУ, при оформлении заявления на предоставление срочных социальных услуг можно ориентироваться на данные формулировки. В связи с отсутствием установленных законодательством обстоятельств предоставления срочных социальных услуг, кроме неотложности их оказания, формулировки могут быть произвольными.


Вопрос: При проставлении отметок в ИППСУ о выполненной услуге, возможно ли использование штампов («Выполнено», «Не выполнено», «Частично выполнено») вместо рукописного варианта?

Каким образом проставлять сроки предоставления услуги, если по причине болезни получатель социальных услуг отсутствовал в учреждении несколько дней и соцобслуживание приостанавливалось?

Ответ: Да, вместо рукописного варианта можно использовать штампы, так как действующим законодательством проставление отметки исключительно в рукописном варианте не установлено.

В случае приостановления соцобслуживания, сроки его предоставления проставляются прерывно, по фактически оказанным периодам.

Например: «с 01.05.2019 по 05.05.2019; с 15.05.2019 по 25.05.2019».


Вопрос: Ребенок поступил по направлению УСЗН на основании ходатайства органов опеки и попечительства несовершеннолетних в связи с социально-опасным положением в семье. Местонахождение матери неизвестно. Являются ли в данном случае органы опеки законными представителями?

Ответ: Да являются. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» одной из основных задач органов опеки и попечительства является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством. Согласно части 2 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. На основании Письма Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 483/28-5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми» к противоречиям интересов родителей и детей также относится неисполнение родителями своих обязанностей.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, даже находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.


Вопрос: Каков порядок оформления договора для получателя социальных услуг по постановлению Правительства Нижегородской области от 8 августа  2006 г. № 252 при составлении ИППСУ?

Ответ: Постановление Правительства Нижегородской области от 8 августа 2008 г. № 252 «О Порядке деятельности государственных бюджетных учреждений Нижегородской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» было принято до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Во исполнение 442-ФЗ Правительством Нижегородской области были приняты постановления от 30 марта 2016 г. № 176 и от 15 апреля 2016 № 217, которые на сегодняшний день отменены в связи с утверждением единого постановления от 31 мая 2019 г. № 321. Тем не менее, так как 252 постановление на сегодняшний день не отменено, оно может применяться на практике в части, не противоречащей 321 постановлению и 442-ФЗ.


Вопрос: Какое количество оказанных услуг, фактическое или установленное ИППСУ, указывается в журнале учета социальных услуг в случае, если поставщик социальных услуг оказывает их в большем количестве, чем установлено в ИППСУ, и подает документы на возмещение затрат?

Ответ: В том случае, когда в соответствии со Стандартом предоставления социальных услуг в ИППСУ содержится кратность оказания социальной услуги с формулировкой: «не более», оказание услуг сверх установленной кратности является нарушением требований Стандарта. Количество услуг, превышающее установленное, не возмещается при компенсации затрат поставщика социальных услуг из бюджета Нижегородской области.


Вопрос: В ИППСУ наименование видов социальных услуг указывается полностью. Можно ли оформить бланк отказа от социальных услуг в печатном виде, чтобы получатель социальных услуг (его законный представитель) мог внести только свои инициалы и подпись?

Ответ: Да, можно. Так как форма отказа не является установленной и оформляется на усмотрение поставщика социальных услуг. Главное, чтобы отказ содержал сведения о лице, отказывающемся от социальных услуг, четко сформулированные услуги, от которых он отказывается, подпись получателя и дату отказа.


Вопрос: Существует ли на данный момент форма журнала учета социальных услуг?

Ответ: Нет, утвержденной формы журнала учета социальных услуг не существует. Учет ведется по форме, принятой самим поставщиком социальных услуг, позволяющей персонифицированно отследить факт оказания конкретной социальной услуги и ее кратность.


Вопрос: Где должен находиться оригинал ИППСУ в процессе оказания социальных услуг?

Ответ: Оригинал ИППСУ находится на руках у получателя социальных услуг или его законного представителя. Но получателю социальных услуг (его законному представителю) не запрещается по своему желанию, для удобства, на время социального обслуживания передать ИППСУ поставщику социальных услуг и забрать его после завершения оказания соцуслуг со всеми отметками.


Вопрос: Допустимо ли заполнение меню-требования без дробных значений, если путем математических вычислений можно отследить закладку продуктов на одного человека по блюдам, так как в организации используется меню-раскладка на основе платформы 1С: Предприятие, конфигурация «Медицина. Диетическое питание»?

Ответ: Да, в случае использования подобных автоматизированных систем заполнение без дробей допускается.


Вопрос: Нормы питания, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2014 г. № 709, указаны в массе нетто. Нужно ли при заказе продуктов пересчитывать позиции на брутто?

Ответ: Да, нужно, так как поставщики пищевых продуктов отпускают продукцию и ведут ее учет по брутто, а не по нетто.


Вопрос: Нормы питания содержат позицию по птице «Куры 1 категории». При этом закупка производится по позиции «Цыпленок бройлерный потрошеный». Нужно производить перерасчет по таблице взаимозаменяемости?

Ответ: Да, нужно, так как куры 1 категории отличаются по пищевой ценности от цыпленка бройлерного потрошеного, а именно:

  • у кур 1 категории мышцы тушки хорошо развиты, наличествуют отложения подкожного жира, киль грудной кости не выделяется;
  • у цыплят-бройлеров – мышцы тушки гипертрофированы, отложений подкожного жира практически не выделяется, киль грудной клетки выделен.

Вопрос: В соответствии с подпунктом 14 пункта 5.2 раздела 5 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24 декабря 2015 г. № 864 (далее – Порядок 864), зачисление получателя социальных услуг к поставщику социальных услуг осуществляется на основании справки, подтверждающей факт установления инвалидности получателю социальных услуг (для лиц, признанных инвалидами), выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, и копии индивидуальной программы реабилитации (при наличии). Как быть, если справка о присвоении инвалидности выдана давно и мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида уже не актуальны?

Ответ: В соответствии со строкой 9 таблицы «2. Социально-медицинские услуги» Порядка 864 поставщик социальных услуг оказывает получателю социальных услуг содействие в проведении медико-социальной экспертизы, в том числе осуществляет сбор необходимых документов, запись на прием к специалистам государственных лечебно-профилактических медицинских организаций для сдачи анализов, сбора документов, посещения врачей, получения направления на медико-социальную экспертизу (при отсутствии у несовершеннолетнего родителей/законных представителей), сопровождение в медицинскую организацию и (или) бюро медико-социальной экспертизы для проведения медико-социальной экспертизы. Следовательно, в случае выявления необходимости актуализации индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида или пересмотра группы инвалидности, по обращению получателя социальных услуг, поставщик социальных услуг принимает соответствующие меры.


Вопрос: Как оформить отказ от ставших невостребованными в связи с полной утратой способности к самообслуживанию социальных услуг получателю социальных услуг, если на момент зачисления в дом-интернат он еще в них нуждался?

Ответ: В данном случае речь идет не об отказе от услуг, а об изменении нуждаемости получателя социальных услуг и необходимости пересмотра ИППСУ. Гражданин полностью утратил способность к самообслуживанию, следовательно, его потребность в социальных услугах изменилась. В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» ИППСУ составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах и пересматривается в зависимости от изменения этой потребности.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст