Выступление на тему «Обобщение практики выполнения государственной функции осуществления регионального контроля (надзора) в сфере социального обслуживания»

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 03 июня 2020 г. № 464 уполномоченными должностными лицами, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, являются должностные лица контрольно-ревизионного отдела министерства социальной политики (далее - министерство).

Приказом министерства от 09.06.2020 №332 полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания наделены должностные лица контрольно-ревизионного отдела министерства.

I. Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок проведения регионального контроля являются:

Федеральный от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №442-ФЗ»);

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Нижегородской области от 21 ноября 2014 г. № 806 «Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области»;

Приказ министерства социальной политики от 01.07.2015 г. № 424 «Об утверждении административного регламента министерства социальной политики по исполнению государственной функции «Региональный государственный контроль (надзор) оказания социальных услуг».

Целью регионального государственного контроля (надзора) является предупреждение, выявление и пресечение нарушений поставщиками социальных услуг всех форм собственности, требований, установленных законодательством о социальном обслуживании граждан.

Задачей контроля является проверка соответствия порядка и условий предоставления поставщиками социальных услуг всех форм собственности социальных услуг, их объемов, качества требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

Выполнение функции контроля включают в себя следующие этапы:

  • составление, согласование и утверждение ежегодного плана проверок в прокуратуре области;
  • вынесение распоряжения (приказа) о проведении проверки;
  • проведение плановых выездных проверок;
  • проведение внеплановых выездных проверок;
  • выдачу предписаний в случае установления нарушений и систематический контроль за их устранением;
  • организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора).

В ходе проведения проверок деятельность организаций анализируется по следующим основным направлениям:

  • документальное обеспечение деятельности, включающее проверку;
  • соблюдение необходимых нормативных обязательных требований, в том числе к материально-техническому оснащению, качеству питания, обеспечению мягким инвентарем, соблюдение нормативов жилой площади и правил санитарно-эпидемиологической и противопожарной безопасности при предоставлении социальных услуг, штатной укомплектованности и квалификации специалистов;
  • соблюдение установленных требований к информационной открытости организации, предоставляющей социальные услуги, в информационных системах, а именно: каждый поставщик социальных услуг, имея доступ к информационным ресурсам,  обязан своевременно и в полном объеме обеспечивать заполнение необходимой информацией базы данных (ст.13, ст. 25 Федерального закона №442-ФЗ);
  • соблюдение обязательных требований по обеспечению условий доступности организаций и предоставляемых социальных услуг для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья (ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.19 Федерального закона № 442-ФЗ, приказа Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»).

II. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ).

К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся, в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления при проведении указанных мероприятий по контролю нарушений обязательных требований,  должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора) мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ.

Вместе с тем, если полученная при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями информация не содержит подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований  орган государственного контроля (надзора) направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

III. Предотвращение, предупреждение нарушений в сфере социального обслуживания населения.

Государственный региональный контроль (надзор) наряду с непосредственной оценкой деятельности организаций – поставщиков социальных услуг, предусматривает предотвращение, предупреждение нарушений в сфере социального обслуживания населения.

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, министерством проводятся мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с программой профилактики нарушений:

  • на официальном сайте министерства социальной политики Нижегородской области размещается информация о результатах проведенных проверок;
  • проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (в 2019 г. - 4 обсуждения, 2020 г. - 2);
  • итоги проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания размещаются на официальном сайте министерства социальной политики Нижегородской области;

Во исполнение п.3.1 Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией, утвержденного Правительством Российской Федерации от 17.03.2020 №2182п-П13, Председателем Правительства Российской Федерации Мишустиным М.В. поручено федеральным органам исполнительной власти приостановить до 01.05.2020 назначение проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ.

Мораторий распространялся также на все проводимые по установленной процедуре внеплановые проверки. После снятия карантинных ограничений в подведомственных учреждениях проверки будут возобновлены.

Информация об организации и осуществлении регионального контроля (надзора) в сфере социального обслуживания размещена на официальном сайте министерства социальной политики в разделе «контрольно-надзорная деятельность» и поддерживается в актуальном состоянии.


Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст