Руководство по соблюдению обязательных требований поставщиками социальных услуг за I и II квартал 2021 года

Рассмотрим отдельные вопросы соблюдения обязательных требований к организации деятельности поставщиков социальных услуг по оказанию социально-бытовых услуг, срочных социальных услуг, организации доступной среды для несовершеннолетних получателей социальных услуг. Также рассмотрим вопросы оформления отчетов об исполнении выданных предписаний, учетной документации поставщиков социальных услуг и об изменениях в действующем законодательстве в сфере социального обслуживания за первую половину 2021 года.

Правовые основания:

обязательные требования по вышеуказанным вопросам, которые подлежат проверке в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
на территории Нижегородской области, устанавливаются:

  • Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 442);
  • приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 940 «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений»;
  • постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2014 г. № 709 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области»;
  • постановлением Правительства Нижегородской области от 24 декабря 2015 г. № 864 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам»;
  • постановлением Правительства Нижегородской области от 23 января 2015 г. № 29 «Об утверждении Нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Нижегородской области»;
  • постановлением Правительства Нижегородской области от 31 мая 2019 г. № 321 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания»;
  • постановлением Правительства Нижегородской области от 6 мая 2015 г. № 268 «Об утверждении Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и в стационарной формах социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания Нижегородской области»;
  • приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»;
  • приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг»;
  • постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области».

Разъяснение обязательных требований при предоставлении социальных услуг.

Социально-бытовая услуга

Наполнение содержания вышеуказанной услуги, т.е. то, что она в себя включает, ее объем и периодичность, регламентировано таблицей «1. Социально-бытовые услуги» Стандартов социальных услуг стационарного и полустационарного социального обслуживания Приложений к соответствующим Порядкам предоставления социальных услуг.

При проверке оказания данной услуги не вызвало трудностей оформление документов (журналов), подтверждающих содействие в получении транспортных услуг за счет средств получателя социальных услуг, если по состоянию здоровья ему противопоказано пользование общественным транспортом, в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умершего родственников или их отказе заняться погребением), в отправке за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции. И это понятно, так как данными услугами на основании личных заявлений пользуются лишь единицы получателей социальных услуг. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – не все поставщики ведут журналы с отметкой о выполнении этих услуг. На проверку изначально предоставлялись только документы, подтверждающие факт оказания услуг. Однако с целью систематизации и учета оказания данных услуг руководителям поставщиков социальных услуг необходимо завести журналы.

Помощь в приеме пищи (кормление) предоставляется в течение срока, определенного индивидуальной программой предоставления социальных услуг, на основании договора с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг, а также с учетом режима питания, установленного постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2014 г. № 709 (в основном пятиразовое питание). Поставщиками социальных услуг разрабатывается график кормления получателей социальных услуг на каждый месяц с ежедневным проставлением подписи ответственных за проведение кормления. Записи в журнале прекращаются в случае смерти получателя социальных услуг или его выбытия по тем или иным причинам.

Уборка жилых помещений проводится в соответствии со Стандартом социальных услуг стационарного социального обслуживания ежедневно 2 раза в сутки, генеральная уборка жилых помещений - 2 раза в месяц (взрослые), 1 раз в месяц (дети).

Как правило, приказом поставщика социальных услуг за конкретным персоналом закрепляются жилые помещения для ежедневной уборки и помещения для генеральной уборки. Выполненная работа отмечается в соответствующих журналах за подписью ответственного лица, из содержания которых в ходе проверки можно установить, соблюдаются или нет обязательные требования.

Вопрос предоставления площади жилых помещений, рассмотренный в ходе проверок, также не вызвал никаких сомнений у должностных лиц, проводивших проверку. Поставщиками социальных услуг обеспечено предоставление площади жилых помещений в строгом соответствии с нормативами, установленными постановлением Правительства Нижегородской области от 23 января 2015 г. № 29.

Тем не менее, практика показала, что вопрос ведения учетной документации по организации досуга и отдыха, в том числе обеспечению книгами, журналами, газетами, настольными играми, вызывает сложности у руководителей поставщиков социальных услуг. А невыполнение требований законодательства, в данном случае стандарта социальных услуг, неправильное регулирование отношений в учреждениях приводит к нарушению порядка оказания услуги и прав получателей социальных услуг на ее получение в полном объеме.

Наибольшую трудность вызывает составление плана (графика) мероприятий организации социального обслуживания по организации досуга и отдыха. Исходя
из определения, план (график) – это структурированный перечень услуг и периодичность их выполнения, ежедневная программа деятельности поставщика социальных услуг по организации досуга и отдыха. План (график) в соответствии со стандартом социальных услуг принимается и утверждается самим поставщиком социальных услуг.

Стандарт  содержит разнообразные виды социокультурной деятельности, в том числе: культурно-массовые, спортивные мероприятия, музыкальные занятия, тематические встречи, проведение конкурсов, концертов, кружковой (клубной) работы, литературные вечера, проведение занятий по различным направлениям в малых группах по интересам получателей социальных услуг, выдача игр, обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми, просмотр телевизора, организация и проведение прогулок на свежем воздухе с учетом состояния здоровья получателя социальных услуг и рекомендации врача.

Поскольку установленная форма плана (графика) отсутствует, то поставщик социальных услуг может ее разработать сам. Нами предлагается два варианта формы плана (графика):

1) подробный план проведения мероприятий, составленный на каждый месяц и день, с указанием конкретных проводимых мероприятий, результаты которых впоследствии легко занести в журнал проведения досуговых мероприятий с дифференцацией по каждому получателю социальных услуг.

2) план (график) содержит обобщенные наименования мероприятий: тематические встречи, музыкальные занятия, литературные вечера и т.д. и периодичность этих мероприятий не нарушена – ежедневно каждый получатель социальных услуг в зависимости от его состояния здоровья задействуется в каком-либо мероприятии, что можно увидеть по записям в журнале культурно-массовых мероприятий.

Таким образом, грамотно составленный план (график) по организации досуга и отдыха получателей социальных услуг будет залогом успешного и качественного предоставления услуги, а это и должно быть конечной целью деятельности поставщика социальных услуг. Подобный план (график) составляется при проведении медицинских процедур (массаж, ЛФК и т.д.)

При организации горячего питания получателей социальных услуг поставщики социальных услуг должны неукоснительно выполнять нормативы продуктов, установленные постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2014 г. № 709 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области», а также учитывать изменения, вносимые в данное постановление.

Социально-бытовая услуга оказывается практически всем получателям социальных услуг, поэтому, с целью реализации прав граждан на получение социальных услуг  качественно и в полном объеме, задача руководителя поставщика социальных услуг обеспечить контроль за неукоснительным исполнением требований порядков и стандартов предоставления социальных услуг и осуществлять контроль за документальной фиксацией предоставленных социальных услуг.

Срочные социальные услуги

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 442-ФЗ основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Перечень самих срочных услуг определен статьей 7 Закона Нижегородской области № 146-З, он состоит из 19 пунктов и является закрытым.

По результатам проверки оказания срочных социальных услуг нарушений не выявлено, но некоторые нарушения были устранены в ходе проверки:

  • отсутствие даты и подписей получателей социальных услуг как в заявлениях, так и в актах;
  • не все строки заявления заполняются или заполняются неверно (например, в заявлении предусмотрена строка – нуждаюсь в социальных услугах (указываются желаемые социальные услуги и периодичность их предоставления).

В этой графе получатель социальных услуг пишет: нуждаюсь в срочной единовременной социальной услуге т.е. не понятно, конкретно в какой услуге из перечня нуждается человек, но в акте присутствует запись: содействие в оказании материальной помощи. К следующему заявлению при той же записи: нуждаюсь в срочной единовременной социальной услуге прикладывается акт с наименованием выполненных работ – консультирование по социально-правовым вопросам.

Такие записи недопустимы. И в заявлении, и в акте должны быть даны конкретные наименования срочных социальных услуг, причем наименования требуемых и выполненных услуг в этих документах должны совпадать.

Организация доступной среды для получателей социальных услуг

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона № 442-ФЗ поставщик социальных услуг обязан обеспечить возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией; возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами. Исходя из вышеизложенного, можно выделить два ключевых слова: сопровождение и самостоятельное передвижение получателей социальных услуг по зданию и территории. По организации сопровождения поставщик социальных услуг может разработать Порядок сопровождения получателей социальных услуг для оказания социальных услуг в учреждении; приказ о назначении ответственных лиц за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов и т.д. Что касается самостоятельного передвижения, то здание обязательно должно быть оснащено пандусами, поручнями,костылями, тростями, калясками, подъемником, чтобы получатель социальных услуг мог попасть в любое помещение здания и на территорию. Требования действующего законодательства заставляют сегоняшнего поставщика социальных услуг отойти от практики размещения инвалидов только на первом этаже здания.

Оформление отчетов об исполнении предписания

 Отчет можно оформить в виде таблицы. В левый столбец заносятся все нарушения, указанные в предписании, в правый столбец – мероприятия по исполнению предписания (дается информация по каждому получателю социальных услуг, которая подкрепляется копиями документов).

Отчет подписывается руководителем поставщика социальных услуг, подпись заверяется печатью, так как обычно отчет пишется не на бланке учреждения. К отчету прикладывается список получателей социальных услуг в соответствии с выданным предписанием с градацией на мобильных, немобильных и маломобильных получателей социальных услуг. В случае смерти получателей социальных услуг, указанных в предписании, в списке делается соответствующая отметка с указанием даты смерти.

В соответствии с нормами делопроизводства все документы, содержащие более одного листа, должны быть сшиты, прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью. Как правило, исполнение предписания должно начаться на следующий день после даты предписания.

Изменения в действующем законодательстве за первое полугодие 2021 года

1 декабря 2020 г. в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» и в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» внесены изменения, касающиеся формы заявления о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Данные изменения вступили в силу с 15.02.2021. Необходимо документы привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст