Итоги контрольно-ревизионной деятельности министерства социальной политики Нижегородской области за 1 полугодие 2018 года

За первое полугодие 2018 года контрольно-ревизионным управлением было проведено 43 проверки государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания Нижегородской области (из них 27 выездных и 16 документарных), расположенных в 23 муниципальных образованиях Нижегородской области, в том числе:


I. В рамках проведения финансовых проверок государственных учреждений, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области:

  • 10 плановых проверок, в том числе:
    • 6 выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности;
    • 4 выездные аудиторские проверки;
  • 5 внеплановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности.

Общая сумма проверенных средств в 1-ом полугодии 2018 года составила 327,89 млн руб., сумма выявленных финансовых нарушений – 17,68 млн руб. или 5,4 % от общей суммы проверенных средств (в том числе устраненных – 3,17 млн руб. или 17,9 % от общей суммы выявленных финансовых нарушений; не устраненных – 14,51 млн руб. или 82,1 % от общей суммы выявленных финансовых нарушений).

Типичными финансовыми нарушениями обязательных требований действующего законодательства явились:

в сфере учетной политики:

  • в нарушение Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н (далее – Инструкция № 157н):
    • не устанавливался перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»;
    • не утверждался порядок формирования резервов;
    • не утверждались формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни Учреждения, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
    • не устанавливался перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, учитываемых на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности»;
    • при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами изменения учетной политики не производились;

связанные с учетом нефинансовых активов:

  • в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Устава государственного учреждения допускалось неэффективное использование объектов движимого и недвижимого имущества и налога на имущество;
  • в нарушение Инструкции № 157н:
    • не каждому объекту основных средств присвоен уникальный инвентарный порядковый номер;
    • в имеющихся инвентарных карточках учета основных средств краткая индивидуальная характеристика объекта не заполнена;
    • материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, не отражались на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»;
    • объекты основных средств стоимостью до 10000 рублей не отражались на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации»;
    • в бухгалтерском учете на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» числились объекты основных средств стоимостью свыше 10000 руб., которые необходимо учитывать на счете 101 00 «Основные средства»;
    • в бухгалтерском учете на балансовом счете 101 00 «Основные средства» числились объекты основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, которые необходимо учитывать на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации»;
    • в бухгалтерском учете на счете 105 00 «Материальные запасы» учитывались объекты основных средств, которые подлежат учету на счетах, предназначенных для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам;
    • не принимались к бухгалтерскому учету объекты нефинансовых активов, в результате при проведении инвентаризации установливались излишки имущества;

связанные с проведением расчетно-кассовых операций:

  • в нарушение Инструкции № 157н прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц осуществлялся без применения бланков строгой отчетности (квитанции формы по ОКУД 0504510);
  • в нарушение Указаний о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденных Центральным Банком Российской Федерации 11 марта 2014 года № 3210-У, выявлены приходные и расходные кассовые ордера с незаполненными обязательными реквизитами;
  • в нарушение Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции № 157н не принимались к бухгалтерскому учету денежные документы;
  • в нарушение Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции №157н не принимались к бухгалтерскому учету бланки строгой отчетности (квитанции формы по ОКУД 0504510);

связанные с оплатой труда:

  • в нарушение постановления Правительства Нижегородской области от 15 октября 2008 года № 467 «Об оплате труда работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области» (далее – Постановление № 467), постановления Правительства Нижегородской области от 1 июля 2011 года № 506 «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений Нижегородской области «Управление социальной защиты населения» (далее – Постановление № 506) начислялись и производились выплаты стимулирующего характера с формулировками, не предусмотренными положениями; работникам учреждений, согласно указанным положениям, могут быть установлены только следующие стимулирующие выплаты:
    • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
    • выплаты за качество выполняемых работ;
    • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
    • премиальные выплаты по итогам работы;
    • в нарушение Положения о выплатах стимулирующего характера директорам организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, утвержденного Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 6 октября 2016 года № 5-кд/гу, Положения о выплатах стимулирующего характера директорам государственных казенных учреждений Нижегородской области «Управление социальной защиты населения», утвержденного Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 6 октября 2016 года № 6-кд/гу, премиальные выплаты к праздничным датам директору и работникам учреждения устанавливались не в одинаковых размерах (абсолютные или относительные размеры);
    • в нарушение Постановления № 467 отдельным работникам учреждения дважды производились выплаты за один и тот же период по одним и тем же основаниям;
    • в нарушение Постановления № 467, Приказа Министерства социальной политики Нижегородской области от 23 ноября 2016 года № 620 «О рекомендуемом перечне должностей (профессий) работников, обслуживающих особый контингент лиц в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области» отдельным работникам устанавливались и производились выплаты компенсационного характера за обслуживание особого контингента лиц, должности которых не предусмотрены в перечне должностей (профессий) работников, обслуживающих особый контингент лиц;
    • в нарушение пункта 21 приказа Министерства социальной политики Нижегородской области от 20 октября 2014 года № 470 «О порядке расходования средств, поступающих в качестве платы за социальные услуги» средства, полученные от приносящей доход деятельности, образовавшиеся в результате взимания с получателей социальных услуг платы за предоставление им социальных услуг в объемах, предусмотренных законодательством Нижегородской области (75% от всех видов доходов граждан, проживающих в Учреждении), направленные на стимулирование труда работников, превышали утвержденный предельный размер (до 30%, включая как КОСГУ 211 «Заработная плата», так и КОСГУ 213 «Начисления на оплату труда»);
    • в нарушение норм статьи 15, статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1.11 Положения № 506 наименование должностей, количество штатных единиц по структурным подразделениям учреждений, минимальные размеры должностных окладов, повышающие коэффициенты по ПКГ, установленные штатными расписаниями учреждения, не соответствовали фактически установленным должностям, количеству штатных единиц по структурным подразделениям, минимальным размерам должностных окладов, повышающим коэффициентам по ПКГ;
    • в нарушение статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда в учреждениях, принимались без учета мнения представительного органа работников учреждений;
    • в нарушение пункта 2 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 23 июля 2008 года № 296, согласно которому отраслевая система оплаты труда работников государственных учреждений устанавливается с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017, 2018 годы, определяющих, что при применении систем оплаты труда работников учреждений формируется единое штатное расписание в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся его структурные подразделения, при проведении проверок, систематически встречаются нарушения в части несоблюдения учреждениями требований, установленными Едиными рекомендациями: штатных расписаний несколько и они не соответствуют сметным назначениям;

связанные со списанием горюче-смазочных материалов:

  • в нарушение распоряжения Минтранса РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» применялись завышенные нормы расхода топлива, в результате допускалось излишнее списание расходов на горюче-смазочные материалы;

допущенные при списании продуктов питания:

  • списание продуктов питания сверх норм закладок, определенных Сборниками рецептур блюд и кулинарных изделий и утвержденных технологическими картами блюд и кулинарных изделий;

связанные с договорными отношениями:

  • в нарушение статьи 309, статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации в учреждении осуществлены авансовые платежи, не предусмотренные условиями договоров поставки;
  • в нарушение пункта 1 статьи 432, пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры не содержали обязательные условия: расчет цены договора (спецификации, прейскуранта, калькуляции и т.п.);

связанные с иным характером нарушений:

  • в нарушение пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9.2, статьи 14, статьи 17.1, статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «Онекоммерческих организациях» учреждения осуществляли деятельность, не указанную в его учредительных документах;
  • в нарушение статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» учреждениями не соблюдены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам, а именно не проводились предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей;
  • в нарушение пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», пункта 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 835н учреждения осуществляли деятельность, подлежащую лицензированию (проводили предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей) при отсутствии лицензии.

II. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в целях установления соблюдения поставщиками социальных услуг Нижегородской области требований действующего федерального и регионального законодательства:

  • проведено 28 проверок, в том числе:
    • 22 плановые проверки (12 выездных и 10 документарных);
    • 6 внеплановых проверок (6 документарных).

Количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений – 7. Общее количество выявленных нарушений обязательных требований – 13 (по итогам 5 выездных и 8 документарных проверок).

Типичными нарушениями совокупности предъявляемых обязательных требований действующего законодательства в сфере социального обслуживания в процессе осуществления деятельности при предоставлении социальных услуг явились:

связанные с правомерностью зачисления на социальное обслуживание и предоставления социальных услуг:

  • в нарушение обязательных требований приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 ноября 2014 года № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальнойпрограммы предоставления социальных услуг» предоставлены социальные услуги на основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг и договоров о предоставлении социальных услуг по формам, несоответствующим требованиям действующего законодательства;
  • в нарушение обязательных требований части 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» оказаны срочные социальные услуги без приема заявлений об оказании срочных социальных услуг и (или) без оформления актов об оказании срочных социальных услуг;
  • связанные с условиями предоставления социальных услуг:
    • в нарушение обязательных требований пункта 2 части 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не обеспечена возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках) в связи с отсутствием поручней в коридорах и помещениях поставщиков социальных услуг, лестничных подъемников, лифтов или иных технических средств, позволяющих осуществлять самостоятельный подъем получателей социальных услуг;
    • в нарушение обязательных требований пункта 3 части 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» отсутствовало дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории организации;
    • в нарушение обязательных требований пункта 4 части 4 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» отсутствовало дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами;

связанные с неисполнением порядков и стандартов оказания социальных услуг:

  • по объему социальных услуг (периодичности):
    • в нарушение обязательных требований строк 4, 6, 8 подпункта 2.2.2 пункта 2.2 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 года № 377, социально-медицинские услуги несовершеннолетним предоставлены в объеме ниже установленного действующим законодательством;
    • в нарушение обязательных требований строки 1 подпункта 2.2.3 пункта 2.2 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 года № 377, социально-психологические услуги несовершеннолетним предоставлены в объеме ниже установленного действующим законодательством;
  • по нормативу (норме) предоставления социальных услуг:
    • в нарушение обязательных требований строки 9 таблицы Нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 23 января 2015 года № 29, предоставлена жилая площадь несовершеннолетним меньше установленного норматива;
    • в нарушение обязательных требований строки 2 подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24 декабря 2016 года № 864, постановления Правительства Нижегородской области от 20 октября 2014 года № 709 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Нижегородской области», питание совершеннолетним гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставлено ниже установленных норм.

Скачать графическую версию документа

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст