Итоги контрольно-ревизионной деятельности министерства социальной политики Нижегородской области за 2018 год
За 2018 год контрольно-ревизионным управлением было проведено 90 проверок государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания Нижегородской области (из них 53 выездные и 37 документарных), расположенных в 43 муниципальных образованиях Нижегородской области, в том числе:
I. В рамках проведения финансовых проверок государственных учреждений, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области в 2018 году ревизионным отделом контрольно-ревизионного управления проведено 25 проверок, в том числе:
- 20 плановых проверок:
- финансово-хозяйственной деятельности – 12;
- аудиторских – 8;
- 5 внеплановых проверок.
Общая сумма проверенных средств в 2018 году составила 732,9 млн рублей, сумма выявленных финансовых нарушений – 56,0 млн рублей или 7,6 % от общей суммы проверенных средств, в том числе устраненных нарушений – 25,1 млн рублей или 44,8 % от суммы выявленных финансовых нарушений.
Типичные финансовые нарушения обязательных требований действующего законодательства выявлены:
в сфере учетной политики:
- в нарушение Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н) учетной политикой учреждений:
- не устанавливался перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»;
- не устанавливался перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, учитываемых на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности»;
- не утверждался порядок формирования резервов;
- не утверждались формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни Учреждения, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
в учете нефинансовых активов:
- в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Устава учреждения допускалось неэффективное использование объектов движимого и недвижимого имущества;
- в нарушение Инструкции № 157н:
- не каждому объекту основных средств присвоен уникальный инвентарный порядковый номер;
- в имеющихся инвентарных карточках учета основных средств краткая индивидуальная характеристика объекта не заполнена;
- материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, не отражались на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»;
- объекты основных средств, стоимостью до 10 000,0 рублей не отражались на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации»;
- в бухгалтерском учете на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации» числились объекты основных средств, стоимостью свыше 10 000,0 рублей, которые необходимо учитывать на счете 10100 «Основные средства»;
- в бухгалтерском учете на счете 10500 «Материальные запасы» учитывались объекты основных средств, которые подлежат учету на счетах, предназначенных для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам;
- не принимались к бухгалтерскому учету объекты нефинансовых активов, в результате чего при проведении инвентаризации установлены излишки имущества;
при осуществлении расчетно-кассовых операций:
- в нарушение п. 167 Инструкции № 157н прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц осуществлялся без применения бланков строгой отчетности (квитанции формы по ОКУД 0504510);
- в нарушение Указаний о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденных Центральным Банком Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У выявлены приходные и расходные кассовые ордера с незаполненными обязательными реквизитами;
- в нарушение пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 169 Инструкции № 157н не принимались к бухгалтерскому учету денежные документы;
- в нарушение пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 332, пункта 337 Инструкции № 157н, не принимались к бухгалтерскому учету бланки строгой отчетности (квитанции формы по ОКУД 0504510);
- в нарушение пункта 200 Инструкции № 157н в государственных бюджетных учреждениях не велся аналитический учет расчетов по поступлениям в разрезе видов доходов от оказания платных услуг по плательщикам и соответствующим им суммам расчетов;
при расчетах по оплате труда:
- в нарушение раздела 2 Положения об оплате труда работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 № 467 (далее – Постановление № 467), а также раздела 5 Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений Нижегородской области «Управление социальной защиты населения», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 01.07.2011 № 506 (далее – Постановление № 506), начислялись и производились выплаты стимулирующего характера с формулировками, не предусмотренными положениями.
Работникам учреждений, согласно указанным положениям, могут быть установлены только следующие стимулирующие выплаты:
- выплата за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплата за качество выполняемых работ;
- выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы;
- в нарушение пункта 2.1.1. подраздела 2 раздела 2 Положения, утвержденного Постановлением № 467, отдельным работникам установлены и произведены выплаты компенсационного характера за обслуживание особого контингента лиц, должности которых не предусмотрены в перечне должностей (профессий) работников, обслуживающих особый контингент лиц;
- в нарушение норм статьи 15, статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1.11 Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений Нижегородской области, утвержденного Постановлением № 506, пункта 1.10 Положения об оплате труда работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области», утвержденного Постановлением № 467, наименование должностей, количество штатных единиц по структурным подразделениям учреждений, минимальные размеры должностных окладов, повышающие коэффициенты по ПКГ, установленные штатными расписаниями учреждений, не соответствовали фактически установленным должностям, количеству штатных единиц по структурным подразделениям, минимальным размерам должностных окладов, повышающим коэффициентам по ПКГ;
- образование по отдельным сотрудникам учреждений, не соответствовало требованиям, установленным единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональными стандартами, в результате нарушены нормы статьи 15, статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1.2 Положения об оплате труда работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, утвержденного Постановлением № 467;
при списании горюче-смазочных материалов:
- в нарушение распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» применялись завышенные нормы расхода топлива, в результате выявлялось излишнее списание расходов на горюче-смазочные материалы;
при списании продуктов питания:
- в результате проверки правильности списания в расход продуктов питания установлено списание продуктов питания сверх норм закладки, определенных Сборниками рецептур и Технологическими картами;
иные нарушения:
- в нарушение статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» учреждениями не соблюдены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам, а именно не проводились предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей;
- в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование лимитов бюджетных обязательств по КОСГУ 211 «Заработная плата» производилось с превышением реальной потребности.
II. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в целях установления соблюдения поставщиками социальных услуг Нижегородской области требований действующего федерального и регионального законодательства отделом контроля качества социальных услуг контрольно-ревизионного управления:
- проведено 65 проверок, в том числе:
- 52 плановые проверки (28 выездных и 22 документарные);
- 13 внеплановых проверок (13 документарных).
Количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений – 15. Общее количество выявленных нарушений обязательных требований – 24 (по итогам 6 выездных и 9 документарных проверок).
Типичными нарушениями совокупности предъявляемых обязательных требований действующего законодательства в сфере социального обслуживания в процессе осуществления деятельности при предоставлении социальных услуг явились:
связанные с правомерностью зачисления на социальное обслуживание и предоставления социальных услуг:
- в нарушение обязательных требований приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2014 № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» предоставлены социальные услуги на основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг и договоров о предоставлении социальных услуг по формам, несоответствующим требованиям действующего законодательства;
- в нарушение обязательных требований части 2 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» оказаны срочные социальные услуги без приема заявлений об оказании срочных социальных услуг и (или) без оформления актов об оказании срочных социальных услуг;
- в нарушение обязательных требований Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» социальные услуги предоставлялись по форме, не соответствующей утвержденной;
связанные с условиями предоставления социальных услуг:
- в нарушение обязательных требований пункта 2 части 4 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не обеспечена возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках) в связи с отсутствием поручней в коридорах и помещениях поставщиков социальных услуг, лестничных подъемников, лифтов или иных технических средств, позволяющих осуществлять самостоятельный подъем получателей социальных услуг;
- в нарушение обязательных требований пункта 3 части 4 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» отсутствовало дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории организации;
- в нарушение обязательных требований пункта 4 части 4 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» отсутствовало дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами;
связанные с неисполнением порядков и стандартов оказания социальных услуг:
- по объему социальных услуг (периодичности):
- в нарушение обязательных требований строк 4, 6, 8 подпункта 2.2.2 пункта 2.2 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 № 377, социально-медицинские услуги несовершеннолетним предоставлены в объеме ниже установленного действующим законодательством;
- в нарушение обязательных требований строки 1 подпункта 2.2.3 пункта 2.2 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 № 377, социально-психологические услуги несовершеннолетним предоставлены в объеме ниже установленного действующим законодательством;
- по нормативу (норме) предоставления социальных услуг:
- в нарушение обязательных требований строки 9 таблицы Нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 23.01.2015 № 29, предоставлена жилая площадь несовершеннолетним меньше установленного норматива;
- в нарушение обязательных требований строки 2 подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2016 № 864, постановления Правительства Нижегородской области от 20.10.2014 № 709 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Нижегородской области», питание совершеннолетним гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставлено ниже установленных норм;
- в нарушение обязательных требований строки 3 подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 № 377, постановления Правительства Нижегородской области от 20.10.2014 № 709 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Нижегородской области», питание несовершеннолетним предоставлено ниже установленных норм.