Итоги контрольно-надзорной деятельности министерства социальной политики Нижегородской области 2019 года

За 2019 год контрольно-ревизионным управлением было проведено 70 проверок государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания Нижегородской области (из них 29 выездных и 41 документарная), расположенных в 36 муниципальных образованиях
Нижегородской области, в том числе:

1. В рамках проведения финансовых проверок государственных учреждений, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области, в 2019 году ревизионным отделом контрольно-ревизионного управления проведено 20 плановых проверок, в том числе:

  • финансово-хозяйственной деятельности – 12;
  • аудиторских – 8.

Общая сумма проверенных средств в 2019 году составила 1,3 млрд руб., сумма выявленных финансовых нарушений – 65,2 млн руб. или 4,8 % от общей суммы проверенных средств, в том числе устраненных нарушений – 40,6 млн руб. или 62,3 % от суммы выявленных финансовых нарушений.
При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности и аудиторских проверок в 2019 году выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований действующего законодательства: в учете нефинансовых активов: в нарушение Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Устава учреждения допускалось неэффективное использование объектов движимого и недвижимого имущества;
в нарушение Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н): - не каждому объекту основных средств присваивался уникальный инвентарный порядковый номер;

  • инвентарные номера, присвоенные объектам основных средств, не обозначены способом, обеспечивающим сохранность маркировки материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, не отражались на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»;
  • объекты основных средств, стоимостью до 10000 рублей не отражались на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации»;
    в бухгалтерском учете на счете 10500 «Материальные запасы» учитывались объекты основных средств, которые подлежат учету на счетах, предназначенных для учета операций с материальными объектами,относящимися к основным средствам;
  • не принимались к бухгалтерскому учету объекты нефинансовых активов, в результате при проведении инвентаризации устанавливались излишки имущества; при смене материально-ответственного лица не проводилась обязательная инвентаризация имущества;

при осуществлении расчетно-кассовых операций:
в нарушение п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.169, п. 170 Инструкции № 157н не принимались к бухгалтерскому учету денежные документы;
в нарушение п. 200 Инструкции № 157н в государственных бюджетных учреждениях не велся аналитический учет расчетов по поступлениям в разрезе видов доходов от оказания платных услуг по плательщикам и соответствующим им суммам расчетов;
при расчетах по оплате труда:
в нарушение Положения об оплате труда работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, по различным видам экономической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 № 467
(далее – Положение об оплате труда № 467), а также Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений Нижегородской области «Управление социальной защиты населения» по виду экономической деятельности «Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки» (код 88.99), утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 01.07.2011 № 506 (далее - Положение об оплате труда № 506), работникам учреждений устанавливались выплаты стимулирующего характера с формулировками, не предусмотренными Положениями об оплате труда № 467 и № 506.
Работникам учреждений, согласно указанным Положениям об оплате труда, могут быть установлены только следующие стимулирующие выплаты:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы;

в нарушение пункта 2.2.2.2 подраздела 2.2 раздела 2 Положения об оплате труда № 467 работникам учреждений устанавливались выплаты компенсационного характера за обслуживание особого контингента лиц, должности которых не предусмотрены в рекомендованном перечне должностей (профессий) работников, обслуживающих особый контингент лиц;
в нарушение норм ст. 15, ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения об оплате труда № 467 наименование должностей, установленные штатными расписаниями учреждений не соответствовали наименованиям должностей, установленными единым тарифно- квалификационным справочником работ и профессий рабочих, единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональным стандартам;
за счет средств, полученных от оказания гарантированных услуг, работникам учреждений производились выплаты, не относящиеся к выплатам стимулирующего характера (отпускные, компенсация за неиспользуемый отпуск, материальная помощь); в нарушение Положения об оплате труда № 467 выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполненных работ, премиальные выплаты по итогам работы устанавливались работникам учреждения без учета показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями;

  • при списании горюче-смазочных материалов:
    в нарушение распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» учреждениями применялись завышенные нормы расхода топлива, в результате выявлялось излишнее списание горюче-смазочных материалов;
  • при списании продуктов питания: в ходе проверки правильности списания в расход продуктов питания установлено списание продуктов питания сверх норм закладки, определенных Сборниками рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания и технологическими картами кулинарного изделия (блюда);
  • иные нарушения:
    учреждения осуществляли деятельность, не предусмотренную учредительными документами;
    структурные подразделения учреждения, определенные в штатных расписаниях, не соответствовали структурным подразделениям, предусмотренным Уставом учреждения;
    в нарушение ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» учреждениями не соблюдены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам, а именно не проводились предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей.

2. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в целях установления соблюдения поставщиками социальных услуг Нижегородской области требований действующего федерального и регионального законодательства: проведено 50 проверок, в том числе:

  • 33 плановые проверки (9 выездных и 24 документарных);
  • 17 внеплановых проверок (13 документарных).

Количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений – 8. Общее количество выявленных нарушений обязательных требований – 11 (по итогам 1 выездной и 10 документарных проверок). Типичными нарушениями совокупности предъявляемых обязательных требований действующего законодательства в сфере социального обслуживания в процессе осуществления деятельности при предоставлении социальных услуг явились: связанные с правомерностью зачисления на социальное обслуживание и предоставления социальных услуг:

  • в нарушение обязательных требований приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2014 № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» предоставлены социальные услуги на основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг и договоров о предоставлении социальных услуг по формам, несоответствующим требованиям действующего законодательства;
  • в нарушение обязательных требований Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 159н
    «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» социальные услуги предоставлялись по форме, не соответствующей утвержденной;
    связанные с неисполнением порядков и стандартов оказания социальных услуг:
  • по объему социальных услуг (периодичности): в нарушение строки 6 таблицы подпункта 2.2.2 пункта 2.2, подпункта 6 подпункта 2.7.5 пункта 2.7 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2015 № 864, оказания социально-медицинских услуг осуществлялось с периодичностью, реже установленной;
  • в нарушение требований строки 5 подпункта 2.2.1 пункта 2.2, подпункта 6 подпункта 2.7.4 пункта 2.7 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2015 № 864, предоставлялись гигиенические услуги получателям социальных услуг, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход, с периодичностью, реже установленной;
  • по нормативу (норме) предоставления социальных услуг:в нарушение обязательных требований строки 3 Нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 23.01.2015 № 29, предоставлена жилая площадь совершеннолетним меньше установленного норматива;
  • в нарушение обязательных требований строки 2 подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2016 № 864, постановления Правительства Нижегородской области от 20.10.2014 № 709 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Нижегородской области», питание совершеннолетним гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставлено ниже установленных норм;
  • в нарушение обязательных требований строки 3 подпункта 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 № 377, постановления Правительства Нижегородской области от 20.10.2014 № 709 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Нижегородской области», питание несовершеннолетним предоставлено ниже установленных норм;
  • в нарушение требований строки 3 таблицы «1. Социально-бытовые услуги» Стандарта социальных услуг стационарного социального обслуживания Приложения к Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2015 № 864, «Нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в домах-интернатах (пансионатах) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов, домах-интернатах (пансионатах) для ветеранов войны и труда, специальных домах-интернатах (отделениях) для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов» к постановлению Правительства Нижегородской области от 07.11.2014 № 768 «Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем и средствами личной гигиены получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области» получатели социальных услуг обеспечены мягким инвентарем и средствами личной гигиены в количестве, меньше установленного норматива.
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст