Доклад по правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области за 2020 год

Настоящий доклад по правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области за 2020 год сформирован по итогам проведения публичных обсуждений с подконтрольными субъектами в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации

«Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27 марта 2018 г. № 2, Ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 28 ноября 2019 г. № 752.

В качестве источника формирования доклада использованы:

результаты:

  • контрольно-надзорных мероприятий за 2020 год, осуществляемых как с взаимодействием с подконтрольными субъектами, так и без такого взаимодействия;
  • анализа причиненного в результате нарушений обязательных требований ущерба охраняемым законом ценностям;
  • анализа выявленных и возможных причин возникновения наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований;
  • анализа исполнения предписаний, выданных подконтрольным субъектам по результатам мероприятий по контролю;

случаи:

  • объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
  • проведенных профилактических       мероприятиях       в            отношении подконтрольных субъектов.

 

Сведения, содержащиеся в докладе, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте министерства социальной политики Нижегородской области (далее – министерство) на странице контрольно- ревизионного отдела в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.Статистические данные о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях, носящих как плановый, так и внеплановый характер, анализ результатов таких мероприятий

Подконтрольными объектами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области являются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области, включенные в Реестр поставщиков  социальных  услуг  в  Нижегородской  области (в 2019 году – 199 поставщиков социальных услуг, в 2020 году – 225 поставщиков социальных услуг).

В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в 2020 году плановые проверки не проводились. Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год отклонен прокуратурой Нижегородской области на стадии согласования.

Число внеплановых проверок составило 4, что на 23,5% меньше по сравнению с 2019 годом (17 проверок). Цель внеплановых проверок - осуществление контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований по предоставлению социально-медицинских услуг и выполнению норм питания. По итогам данных мероприятий по контролю установлено исполнение предписаний в полном объеме, выданные предписания сняты с контроля.

Проведенные в 2020 году внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению поставщиками социальных услуг порядков и стандартов предоставления социально-медицинских услуг и норм питания позволили устранить основные проблемы при их исполнении, что способствовало повышению качества предоставления гражданам социальных услуг и соблюдению их прав на получение качественного социального обслуживания.

2.Информация о характере и статистике проведенных контрольно-надзорным органом мероприятий по контролю (надзору) без взаимодействия с подконтрольными субъектами

С целью проведения мероприятий по контролю (надзору) без взаимодействия с подконтрольными субъектами министерством внесены изменения в приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 7 декабря 2018 г.

№ Сл-318-44492/18 «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области должностными лицами министерства социальной политики Нижегородской области и оформления результатов таких мероприятий», утвержденные приказом министерства от 19 октября 2020 г. № 643.

В частности, изменения были необходимы в силу того, что 1 сентября 2020 г. вступило в силу распоряжение Губернатора Нижегородской области от 26 августа 2020 г. № 938-р «Об утверждении структуры и численности министерства социальной политики Нижегородской области», согласно которому изменились структура и численность работников министерства. В пределах численности работников министерства, утвержденной обозначенным распоряжением, было утверждено штатное расписание, в соответствии с которым исключена должность начальника контрольно-ревизионного управления министерства и введена должность начальника контрольно-ревизионного отдела министерства, который непосредственно согласовывет задание на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися поставщиками социальных услуг, и мотивированное представление о необходимости назначения внеплановой проверки.

В 2020 году на основании заданий министра (заместителя министра) контрольно-надзорным органом министерства проведено 22 мероприятия по контролю (надзору) без взаимодействия с подконтрольными субъектами различных форм социального обслуживания, из них:

  • дома-интернаты для престарелых и инвалидов – 8 мероприятий; психоневрологические интернаты – 3 мероприятия;
  • комплексные центры социального обслуживания населения – 7 мероприятий; центры   социального   обслуживания   для   граждан   пожилого   возраста  и
  • инвалидов – 4 мероприятия.

Мероприятия       по       контролю        без        взаимодействия        проведены в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц            и            индивидуальных            предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ);
  • постановлением Правительства            Российской            Федерации от   24    ноября    2014    г.    №    1239    «Об    утверждении    Правил    размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 1239);
  • постановлением Правительства            Российской            Федерации от   10   февраля    2017    г.    №    166    «Об    утверждении    Правил    составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;
  • приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 886н).

Цель проведения мероприятий по контролю без взаимодействия - наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации.

По результатам проведения мероприятий руководителям всех проверенных поставщиков социальных услуг направлены в письменной форме предостережения  с информацией о выявленных нарушениях и сроком их устранения.

3.Статистика и анализ причиненного в результате нарушения обязательных требований ущерба охраняемым законом ценностям

Расчет составляющих формул показателей эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности

Индикативные показатели группы В

индикативные показатели, характеризующие непосредственное состояние подконтрольной среды, а также негативные

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Целевое значение

Фактическое значение

2020 г.

Справочная информация

В.1.1

Общий объем причиненного материального ущерба гражданам

Ед.

0

0,00

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области должностными лицами министерства социальной политики Нижегородской области в 2019 году не проводились, в 2020 году данные мероприятия проводятся впервые.

В.1.5

Доля поставщиков социальных услуг, допустивших нарушение обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания

Ед.

0

1

В.1.8

Доля лиц, которым был причинен материальный вред в связи с предоставлением социальных услуг без правовых оснований за счет средств областного бюджета и (или) за счет граждан (оплаты социального обслуживания)

Ед.

0

0,00


На основании данных, приведенных в таблице, установлено, что поставщиками социальных услуг были допущены нарушения обязательных требований, не повлекшие ущерб охраняемым законом ценностям, и не причинившие материального вреда гражданам. Вместе с тем необходимо продолжать проведение профилактической работы по предупреждению, пресечению и устранению нарушений, обеспечивая открытость к взаимодействию как в информационно-коммуникационной среде, так и посредством прямого общения с поставщиками социальных услуг. Это будет способствовать повышению уровня исполнения требований законодательства в сфере социального обслуживания, а также правовой культуры поставщиков социальных услуг.

4.Перечень типовых нарушений обязательных требований, совершенных в период, за который составлен доклад, с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда, возникающего вследствие нарушения обязательных требований, и тяжести последствий таких нарушений. Статистика типовых и массовых нарушений обязательных требований по однородным группам подконтрольных субъектов (объектов). Анализ выявленных и возможных причин возникновения типовых и массовых нарушений обязательных требований.
Рекомендации подконтрольным субъектам (в зависимости от их типизации) по проведению мероприятий, направленных на устранение причин совершения типовых и массовых нарушений обязательных требований

За отчетный период в ходе проведения мероприятий без взаимодействия с целью наблюдения за соблюдением обязательных требований, регламентированных постановлением Правительства Российской Федерации № 1239 и постановлением Правительства Российской Федерации № 886н, при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации установлено 171 нарушение обязательных требований, типичными среди них являются:

  • на сайтах 18 учреждений размещенная информация не обновлена, как регламентировано, в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений (10,5% от общего числа нарушений);
  • на сайтах 17 учреждений некорректно указана информация о материально- техническом обеспечении предоставления социальных услуг (9,9% от общего числа нарушений);
  • на сайтах 14 учреждений отсутствует схема проезда (8,1% от общего числа нарушений);
  • на сайтах 14 учреждений не указана информация о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (8,1% от общего числа нарушений);
  • на сайтах 13 учреждений отсутствует информация о предписаниях контролирующих органов, а также отчетов об их исполнении (7,6% от общего числа нарушений);
  • на сайтах 12 учреждений при наличии сведений о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, не указаны источники финансирования: за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, за плату, частичную плату в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц (7% от общего числа нарушений);
  • на сайтах 10 учреждений не указаны адреса электронной почты руководителей, их заместителей, руководителей филиалов (5,8% от общего числа нарушений).

Допущение нарушений обязательных требований объясняется отсутствием контроля    со    стороны     руководителей     поставщиков     социальных     услуг    за соблюдением законодательства при размещении информации в сети «Интернет».

В целях обеспечения открытости, оперативного информирования общественности о деятельности поставщика социальных услуг; обеспечения реализации прав граждан на доступ к открытой информации, выбор поставщика социальных услуг; формирования целостного позитивного имиджа поставщика социальных услуг министерство рекомендует руководителям подконтрольных субъектов проводить следующие мероприятия:

  • повышать уровень знаний нормативных правовых актов, регламентирующих размещение информации в сети «Интернет»;
  • обеспечить контроль за неукоснительным исполнением требований действующего законодательства при размещении информации в сети «Интернет».

5.Статистика и анализ примененных к подконтрольным субъектам мер юридической ответственности

В отчетном периоде 2020 года, а также в 2019 году к подконтрольным объектам меры юридической ответственности (выдача протоколов об административном правонарушении) не применялись вследствие отсутствия оснований для их применения.

6.Анализ практики составления протоколов об административных правонарушениях, практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе в случае отказа в привлечении подконтрольных субъектов, их должностных лиц к административной ответственности

В отчетном периоде 2020 года, а также в 2019 году протоколы об административных правонарушениях не составлялись. В 2020 году плановые проверки не проводились; по результатам внеплановых проверок отсутствовали основания для составления протоколов об административном нарушении. Случаев отказа в привлечении подконтрольных субъектов, их должностных лиц к административной ответственности не было.

 7.Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) контрольно- надзорного органа и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке

В отчетном периоде 2020 года, а также в 2019 году случаи обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке отсутствовали.

8.Статистика и анализ исполнимости предписаний, выданных подконтрольным субъектам по результатам контрольно-надзорных мероприятий

В 2020 году плановые мероприятия по контролю  не  проводились,  выполнены 4 внеплановые проверки по исполнению предписаний, выданных подконтрольным субъектам в 2019 году. По результатам мероприятий по контролю установлено исполнение 6 нарушенных обязательных требований (в 2019 году – 11), в том числе по вопросу оказания поставщиками социальных услуг социально- медицинских услуг и выполнения ими норм питания.

Все предписания исполнены поставщиками социальных услуг в точно установленный срок.

С целью обеспечения исполнения подконтрольными субъектами предписаний об устранении выявленных нарушений, должностные лица, уполномоченные на проведение мероприятий по контролю, проводят с каждым из них систематическую методическую работу по разъяснению исполнения обязательных требований: осуществляют контроль за соблюдением сроков исполнения предписаний, предупреждают об ответственности за их неисполнение или исполнение с нарушением установленного срока, в том числе о негативных последствиях, наступающих в связи с неисполнением предписания (невыполнение в установленный срок предписания об устранении нарушений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ), а также об обязательности предоставления в министерство отчета об исполнении предписания и документов, подтверждающих факт исполнения предписания.

Сведения о результатах проводимых проверок, в том числе по вопросу исполнения предписаний, доступны для широкого круга лиц и размещены на официальном сайте министерства в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

9.Статистика и анализ случаев объявления предостережений подконтрольным субъектам, а также их исполнимости

В отчетном периоде 2020 года по заданиям министра (заместителя министра) проведено   22    мероприятия    без    взаимодействия    с    юридическими    лицами и  индивидуальными   предпринимателями,   по   результатам   которых   выданы   22 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

Правовая возможность объявления предостережений в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области предусмотрена:

  • Федеральным законом № 294-ФЗ;
  • постановлением Правительства Нижегородской области от 11.2014 г. № 806 «Об утверждении порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области»;
  • приказом министерства  социальной  политики   Нижегородской   области  от 01.07.2015 № 424 г. «Об утверждении административного регламента министерства социальной политики Нижегородской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области»;
  • приказом министерства  социальной  политики   Нижегородской   области  от 19.12.2017 № 677 «Об утверждении формы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований».

На момент получения информации о готовящемся или допущенном нарушении обязательных требований у министерства отсутствовали подтвержденные данные о том, что такое нарушение причинило вред охраняемым законом ценностям и (или) привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, или создало непосредственную угрозу указанных последствий. Также у министерства, после предварительной проверки, отсутствовали доказательства того, что нарушение обязательных требований причинило вред охраняемым законом ценностям и (или) привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или создало непосредственную угрозу указанных последствий.

По окончанию мероприятий по контролю без взаимодействия должностными лицами министерства составлены мотивированные представления с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан).

В результате осуществления мероприятий без взаимодействия должностными лицами министерства принято решение выдать подконтрольным субъектам предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, так как отсутствовали подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью получателям социальных услуг.

10.Информация о проведенных профилактических мероприятиях в отношении подконтрольных субъектов

Во исполнение Паспорта приоритетного проекта «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях» на 2018-2025 гг. и Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27.03.2018 № 2, разработана Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденная приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 15 ноября 2019 г. № 752 (размещена на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Программа).

Программа представляет собой комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • контроль качества предоставления социальных услуг;
  • соблюдение требований при исполнении порядков и стандартов предоставления социальных услуг;
  • унификация подходов к осуществлению внутреннего контроля качества и учета предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
  • оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от видов подконтрольных субъектов;
  • создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к предоставлению социальных услуг, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
  • регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень качества предоставления социальных услуг комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области;
  • формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
  • создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;
  • повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
  • снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты, в том числе за счет снижения проведения выездных проверок.

Во исполнение Программы в 2020 году проведены следующие мероприятия:

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Форма мероприятия

Периодичность проведения

Ожидаемые результаты проведенных мероприятий

Примечание

1

Методические совещания с руководителями поставщиков социальных услуг

1.1. Участие в подготовке графика проведения министерством методических совещаний с руководителями поставщиков социальных услуг

Не реже 2 раз в течение 2020 года

Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг

Выполнено

1.2. Участие в подготовке Министерством программы проведения методических совещаний

Не реже 2 раз в течение 2020 года

Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг

Выполнено

1.3. Подготовка докладов для участия в методических совещаниях

Не реже 2 раз в течение 2020 года

Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг

Выполнено

2

Публичные обсуждения правоприменительной практики

2.1. Проведение публичных обсуждений правоприменительной практики

 

 

 

 

 

март, июнь, сентябрь, декабрь 2020 года

Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг

Выполнено

3

Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

3.1. Вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при проведении профилактических мероприятий

 

 

В течение 2020 года

Устранение избыточного административного давления на поставщиков социальных услуг

Выполнено

4

Предоставление справочных материалов о профилактических мероприятиях

4.1. Подготовка Руководств по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг и размещение их в сети «Интернет» на официальном сайте Министерства

Не менее 4 раз в течение 2020 года

Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг

Выполнено

4.2. Подготовка Обобщенных правоприменительных практик при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг и размещение их в сети «Интернет» на официальном сайте Министерства

Не менее 4 раз в течение 2020 года

Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг

Выполнено

4.3. Подготовка ежегодного Доклада об итогах реализации Ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям

В соответствии
с установленным координатором сроком

Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, определение эффективности органа контроля (надзора)

Выполнено

5

Внутренняя и внешняя оценка профилактических мероприятий

5.1. Обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности с классификацией типичных нарушений обязательных требований

 

По итогам полугодий               2020 года

Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, определение направлений корректировки деятельности поставщиков социальных услуг

Выполнено

Таким образом, уровень развития профилактических мероприятий, проводимых министерством в рамках реализации Программы, можно оценить как высокий, а результат – как выраженный.


Графическая версия документа

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст