Доклад о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области за 2021 год
Настоящий доклад по правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области за 2021 год сформирован
по итогам проведения публичных обсуждений с подконтрольными субъектами
в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан
на реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27 марта 2018 г. № 2, Ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 18 декабря 2020 г. № 805.
В качестве источника формирования доклада использованы:
результаты:
- контрольно-надзорных мероприятий за 2021 год, осуществляемых
с взаимодействием с подконтрольными субъектами; - анализа причиненного в результате нарушений обязательных требований ущерба охраняемым законом ценностям;
- анализа выявленных и возможных причин возникновения наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований;
- анализа исполнения предписаний, выданных подконтрольным субъектам
по результатам мероприятий по контролю;
случаи:
- проведенных профилактических мероприятий в отношении подконтрольных субъектов.
Сведения, содержащиеся в докладе, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте министерства социальной политики Нижегородской области (далее – министерство) на странице контрольно-ревизионного отдела в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Статистические данные о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях, носящих как плановый, так и внеплановый характер, анализ результатов таких мероприятий
Подконтрольными объектами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
на территории Нижегородской области являлись юридические лица независимо
от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Нижегородской области, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг в Нижегородской области (в 2019 году – 199 поставщиков социальных услуг, в 2020 году – 225 поставщиков социальных услуг, в 2021 году – 232 поставщика социальных услуг).
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в 2021 году выездные проверки не проводились, общее количество документарных проверок составило 10.
По результатам проведенных плановых проверок нарушения обязательных требований выявлены у 1 поставщика социальных услуг, не выявлены нарушения у 8 поставщиков социальных услуг.
Число внеплановых проверок составило 1, что на 25% меньше по сравнению
с 2020 годом (4 проверки). Цель внеплановой проверки – осуществление контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований по организации деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме в части соблюдения нормативов обеспечения получателей социальных услуг мягким инвентарем и средствами личной гигиены. По итогам данного мероприятия по контролю установлено исполнение предписания в полном объеме, выданное предписание снято с контроля.
Проведенное в 2021 году внеплановое контрольно-надзорные мероприятие
по соблюдению поставщиками социальных услуг порядка и стандарта предоставления социально-бытовой услуги по обеспечению получателей социальных услуг мягким инвентарем и средствами личной гигиены позволило устранить основные проблемы при ее исполнении, что способствовало повышению качества предоставления гражданам социальных услуг и соблюдению их прав
на получение качественного социального обслуживания.
2. Информация о характере и статистике проведенных контрольно-надзорным органом мероприятий по контролю (надзору) без взаимодействия с подконтрольными субъектами
По данному вопросу министерство располагает необходимой нормативной правовой документацией. С целью проведения мероприятий по контролю (надзору) без взаимодействия с подконтрольными субъектами внесены изменения в приказ министерства от 7 декабря 2018 г. № Сл-318-44492/18 «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области должностными лицами министерства социальной политики Нижегородской области и оформления результатов таких мероприятий», утвержденные приказом министерства
от 19 октября 2020 г. № 643.
В частности, изменения были необходимы в силу того, что 1 сентября 2020 г. вступило в силу распоряжение Губернатора Нижегородской области от 26 августа 2020 г. № 938-р «Об утверждении структуры и численности министерства социальной политики Нижегородской области», согласно которому изменились структура и численность работников министерства. В пределах численности работников министерства, утвержденной обозначенным распоряжением, было утверждено штатное расписание, в соответствии с которым исключена должность начальника контрольно-ревизионного управления министерства и введена должность начальника контрольно-ревизионного отдела министерства, который непосредственно согласовывает задание на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися поставщиками социальных услуг, и мотивированное представление о необходимости назначения внеплановой проверки.
В 2021 году мероприятия по контролю (надзору) без взаимодействия
с подконтрольными субъектами не проводились, т.к. отсутствовали основания для их проведения.
3. Статистика и анализ причиненного в результате нарушения обязательных требований ущерба охраняемым законом ценностям
Расчет составляющих формул показателей эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности
Индикативные показатели группы В |
|||||
индикативные показатели, характеризующие непосредственное состояние подконтрольной среды, а также негативные явления, на устранение которых направлена контрольно-надзорная деятельность |
|||||
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Целевое значение |
Фактическое значение 2021 г. |
Справочная информация |
В.1.1 |
Общий объем причиненного материального ущерба гражданам |
Ед. |
0 |
0,00 |
Мероприятия по контролю без взаимодействия |
В.1.5 |
Доля поставщиков социальных услуг, допустивших нарушение обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания |
Ед. |
0 |
1 |
|
В.1.8 |
Доля лиц, которым был причинен материальный вред в связи с предоставлением социальных услуг без правовых оснований за счет средств областного бюджета и (или) за счет граждан (оплаты социального обслуживания) |
Ед. |
0 |
0,00 |
На основании данных, приведенных в таблице, установлено, что поставщиками социальных услуг были допущены нарушения обязательных требований, не повлекшие ущерб охраняемым законом ценностям, и не причинившие материального вреда гражданам. Вместе с тем министерство будет продолжать проведение работы по предупреждению, пресечению и устранению нарушений, обеспечивая открытость к взаимодействию как
в информационно-коммуникационной среде, так и посредством прямого общения
с поставщиками социальных услуг. Это будет способствовать повышению уровня исполнения требований законодательства в сфере социального обслуживания, а также правовой культуры поставщиков социальных услуг.
4. Перечень типовых нарушений обязательных требований, совершенных в период, за который составлен доклад, с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда, возникающего вследствие нарушения обязательных требований, и тяжести последствий таких нарушений. Статистика типовых и массовых нарушений обязательных требований по однородным группам подконтрольных субъектов (объектов). Анализ выявленных и возможных причин возникновения типовых и массовых нарушений обязательных требований.
Рекомендации подконтрольным субъектам (в зависимости от их типизации) по проведению мероприятий, направленных на устранение причин совершения типовых и массовых нарушений обязательных требований
Предметом плановых документарных проверок в 2021 году являлось соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований:
- к нормам питания для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов в стационарной форме социального обслуживания;
- к организации деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме по оказанию социально-бытовых услуг в части предоставления площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам; а также предоставления
социально-психологических услуг; - к организации деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме по оказанию социально-медицинских услуг;
к организации доступной среды для получателей социальных услуг.
За отчетный период в ходе проведения плановых контрольных надзорных мероприятий выявлено нарушение обязательных требований при оказании социально-бытовых услуг гражданам пожилого возраста (престарелым) и инвалидам в части исполнения норм питания, установленных постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2014 г. № 709. В данное постановление были внесены изменения по весу при закладке блюд некоторых продуктов питания, вступившие в силу с 31 января 2021 г. Поставщик социальных услуг не принял данный факт к сведению и, как следствие, допустил нарушение – значительное занижение среднесуточного среднемесячного квартального значения таких продуктов, как например, хлеба пшеничного на 143 грамма, хлеба ржано-пшеничного на 150,81 граммов, картофеля на 349 граммов, прочих овощей на 183 грамма, говядины I категории на 48,26 грамма, зелени (лука зеленого, петрушки, укропа) на 43,69 грамма, неиспользование в составе блюд желатина.
Допущение нарушений обязательных требований объясняется отсутствием контроля со стороны поставщика социальных услуг за исполнением нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания.
В целях недопущения подобного рода нарушений, формирования целостного позитивного имиджа поставщика социальных услуг министерство рекомендует руководителям подконтрольных субъектов проводить следующие мероприятия:
- повышать уровень знаний нормативных правовых актов, регламентирующих организацию питания;
- обеспечить контроль за неукоснительным исполнением требований действующего законодательства при предоставлении социальных услуг.
5. Статистика и анализ примененных к подконтрольным субъектам мер юридической ответственности
В отчетном периоде 2021 года, а также в 2020 и 2019 годах к подконтрольным субъектам меры юридической ответственности (выдача протоколов
об административном правонарушении) не применялись вследствие отсутствия оснований для их применения.
6. Анализ практики составления протоколов об административных правонарушениях, практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе в случае отказа в привлечении подконтрольных субъектов, их должностных лиц к административной ответственности
В отчетном периоде 2021 года, а также в 2020 и 2019 годах протоколы
об административных правонарушениях в отношении поставщиков социальных услуг не составлялись, так как отсутствовали основания для их составления. Случаев отказа в привлечении подконтрольных субъектов, их должностных лиц к административной ответственности не было.
7. Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) контрольно- надзорного органа и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке
В отчетном периоде 2021 года, а также в 2020 и 2019 годах случаи обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа
и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке отсутствовали.
8. Статистика и анализ исполнимости предписаний, выданных подконтрольным субъектам по результатам контрольно-надзорных мероприятий
В 2021 году проведена 1 внеплановая проверка по исполнению предписания, выданного подконтрольному субъекту в 2019 году. По результатам мероприятий по контролю установлено исполнение 1 нарушенного обязательного требования
(в 2020 году - 6, в 2019 году - 11) по вопросу оказания поставщиками социальных услуг социально-бытовых услуг в части обеспечения граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов мягким инвентарем и средствами личной гигиены.
Предписание исполнено поставщиком социальных услуг в точно установленный срок.
Анализ сложившейся в министерстве практики показывает, что должностные лица, уполномоченные на проведение мероприятий по контролю, с целью обеспечения исполнения подконтрольными субъектами предписаний об устранении выявленных нарушений, проводят с каждым из них систематическую методическую работу по разъяснению исполнения обязательных требований: осуществляют контроль за соблюдением сроков исполнения предписаний, предупреждают
об ответственности за их неисполнение или исполнение с нарушением установленного срока, в том числе о негативных последствиях, наступающих
в связи с неисполнением предписания (невыполнение в установленный срок предписания об устранении нарушений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ), а также об обязательности предоставления в министерство отчета об исполнении предписания и документов, подтверждающих факт исполнения предписания.
Сведения о результатах проводимых проверок, в том числе по вопросу исполнения предписаний, доступны для широкого круга лиц и размещены
на официальном сайте министерства в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
9. Статистика и анализ случаев объявления предостережений подконтрольным субъектам, а также их исполнимости
В отчетном периоде 2021 года мероприятия по контролю (надзору)
без взаимодействия с подконтрольными субъектами не проводились,
так как отсутствовали основания для их проведения. Случаев объявления предостережений подконтрольным субъектам не было.
10. Информация о проведенных профилактических мероприятиях в отношении подконтрольных субъектов
Во исполнение Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27 марта 2018 г. № 2, разработана Ведомственная программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденная приказом министерства от 18 декабря 2020 г. № 805 (размещена на официальном сайте министерства
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Программа).
Программа представляет собой комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности;
- выявление и устранение существующих и потенциальных условий, причин
и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания; - установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов)
и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; - проведение регулярной ревизии обязательных требований и принятие мер
к обеспечению реального влияния на уровень качества предоставления социальных услуг комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области; - формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- контроль качества предоставления социальных услуг на предмет соблюдения обязательных требований при исполнении порядков и стандартов предоставления социальных услуг;
- создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе
с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; - создание системы электронных сервисов, обеспечивающих взаимодействие контрольно-надзорного органа с подконтрольными субъектами, в том числе проведение профилактических мероприятий, предоставление необходимой информации подконтрольным субъектам;
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности
и административной нагрузки на подконтрольные субъекты, в том числе за счет снижения проведения выездных проверок.
Во исполнение Программы в 2021 году проведены следующие мероприятия:
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Форма |
Периодич |
Ожидаемые результаты проведенных мероприятий |
Примечание |
1 |
Методические совещания с руководителями поставщиков социальных услуг |
1.1. Участие в подготовке графика проведения министерством методических совещаний с руководителями поставщиков социальных услуг |
1 раз в течение 2021 года |
Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг |
Выполнено |
1.2. Участие в подготовке министерством программы проведения методических совещаний |
2 раза в течение 2021 года |
Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг |
Выполнено |
||
1.3. Подготовка докладов для участия в методических совещаниях |
2 раза в течение 2021 года |
Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг |
Выполнено |
||
2 |
Публичные обсуждения правоприменительной практики |
2.1. Проведение публичных обсуждений правоприменительной практики
|
март, июнь |
Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг |
Выполнено частично Во 2 полугодии 2021 г. |
3 |
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
3.1. Вынесение предостереже
|
В течение 2021 года |
Устранение избыточного административного давления на поставщиков социальных услуг |
В 2021 году не было оснований для проведения мероприятий без взаимодействия |
4 |
Предоставле |
4.1. Подготовка Руководств по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг и размещение их в сети «Интернет» на официальном сайте министерства |
2 раза в течение 2021 года |
Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг |
Выполнено частично |
4.2. Подготовка Обобщенных правоприменительных практик при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг и размещение их в сети «Интернет» на официальном сайте министерства |
2 раза в течение 2021 года |
Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг |
Выполнено частично |
||
4.3. Подготовка ежегодного Доклада об итогах реализации Ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям |
В соответст |
Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, определение эффективности органа контроля (надзора) |
Выполнено |
||
5 |
Внутренняя и внешняя оценка профилактических мероприятий |
5.1. Обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности с классификацией типичных нарушений обязательных требований
|
По итогам полугодий 2021 года |
Повышение качества предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, определение направлений корректировки деятельности поставщиков социальных услуг |
Выполнено |
Таким образом, те мероприятия Программы, которые проводились в 1 полугодии 2021 года в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, выполнены на 100 %. Во 2 полугодии 2021 года мероприятия не проводились либо проведены частично по объективным причинам – смена законодательства, составление реестра новых поставщиков социальных услуг (из числа негосударственных). Полностью проведение публичных обсуждений возобновится в 2022 году.