Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области в отношении поставщиков социальных услуг за 4 квартал 2019 года

Порядками и Стандартами предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также несовершеннолетним, предусмотрено обеспечение получателей социальных услуг питанием согласно утвержденным нормам, а именно:

  • строкой 2 таблицы «1. Социально-бытовые услуги» Стандарта социальных услуг стационарного социального обслуживания Приложения к Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 24 декабря 2015 г. № 864;
  • строкой 2 таблицы «1. Социально-бытовые услуги» Стандартов социальных услуг стационарного социального обслуживания, полустационарного социального обслуживания Приложений к Порядкам предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 21 июня 2016 г. № 377;
  • строкой 1 таблицы «1. Социально-бытовые услуги» Стандарта социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания Приложения к Порядку предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 31 мая 2019 г. № 321.

Сами Нормы обеспечения питанием получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2014 г. № 709 (Таблицы 1-10) (далее – Постановление 709).

С 1 января 2020 года вступает в силу постановление правительства Нижегородской области от 30 августа 2019 г. № 617, вносящее изменения в Постановление 709, а по сути, утверждающие нормы питания в новой редакции. Таким образом, в ходе мероприятий по контролю (надзору), проводимых с начала 2020 года, нормы питания оцениваются согласно утвержденным Постановлением 709 в новой редакции.

Учет предоставления социально-бытовой услуги по обеспечению питанием согласно утвержденным нормам

В связи с тем, что закупка продуктов питания относится к финансовой деятельности учреждения и подлежит обязательному бухгалтерскому учету, их выдача для приготовления блюд получателям социальных услуг, как и оборот в целом, подлежит обязательной письменной фиксации.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» для учета выдачи продуктов питания со склада на пищеблок государственными поставщиками социальных услуг применяется форма ОКУД 0504202. Называется данная форма: «Меню-требование на выдачу продуктов питания» (далее – Меню-требование) и применяется при формировании учетной политики с 2015 года. Архивные формы Меню-требований, действовавшие с 2009 по 2011 и с 2011 по 2015 годы, в связи с утратой юридической силы применяться не могут.

В связи с тем, что Меню-требование на выдачу продуктов применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами закладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц, именно указанный документ рассматривается органом контроля (надзора) в качестве подтверждающего обеспечение питанием получателей социальных услуг. Кроме того, в целях подтверждения соответствия выданного количества продуктов питания по Меню-требованиям, в ходе проведения проверки норм питания у поставщиков социальных услуг запрашиваются меню рациона питания и технологические карты приготовления блюд и кулинарных изделий.

Меню-требование, заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем поставщика социальных услуг так же, как технологические карты и меню рациона питания. Неутвержденные документы к рассмотрению не принимаются.

Постановлением 709 устанавливаются среднесуточные нормы питания на одного человека.

Основные правила заполнения Меню-требований:

1. Разнос массы каждого из продуктов осуществляется по каждому блюду в отдельности.

2. Масса продукта пишется дробью: в числителе указывается вес продукта для приготовления одной порции каждого блюда в граммах, в знаменателе выводится общий вес продуктов питания для приготовления каждого блюда в килограммах (штуках) на количество довольствующихся. Общий вес выписанного со склада продукта питания указывается в килограммах.

3. В связи с тем, что продукты питания выдаются со склада, вес указывается в брутто (имеется ввиду вес самих продуктов): овощи выдаются неочищенными, рыба и птица неразделанными (за исключением филе). Есть продукты, у которых масса нетто и брутто совпадает, но подразумевается в Меню-требовании все равно брутто.

Типичные нарушения, выявленные в ходе проведения проверок соблюдения обязательных требований к нормам питания можно условно разделить на 3 категории:

  • связанные с нарушением заполнения Меню-требований;
  • связанные с некорректно составленным рационом питания;
  • связанные с недобросовестным отношением сотрудников пищеблока и склада продуктов питания к исполнению своих должностных обязанностей.

Нарушения при заполнении Меню-требований

Например, если Меню-требование составлено сразу на 4 возраста несовершеннолетних граждан, масса продуктов питания не разнесена по блюдам, а написана полностью на прием пищи. Итоговая масса продуктов суммирована сразу по всем возрастам. Подобная форма учета не позволяет оценить расходование продуктов питания по блюдам, сопоставить его с технологическими картами, утвержденными поставщиком социальных услуг, и сделать вывод о соблюдении или несоблюдении норм питания в организации.

Кроме того, поставщики социальных услуг допускают нарушение, когда указывают массу продуктов не дробью, а одним числом, сразу на всех получателей, при этом, не указывая количество питающихся, что также делает невозможным установление соблюдения норм питания на одного получателя социальных услуг.

Нарушения, связанные с некорректно составленным рационом питания

Эта группа нарушений связана, прежде всего, с отсутствием самоконтроля сотрудников поставщиков социальных услуг, отвечающих за составление меню рациона питания. Чтобы избежать нарушений, поставщику социальных услуг необходимо после составления меню просчитать среднемесячную расходуемую массу продуктов питания и сравнить ее с утвержденными нормами.

Органом контроля (надзора) при проведении проверок соблюдения поставщиками социальных услуг норм питания используется метод, сглаживающий недочеты планирования рациона и максимально отвечающий интересам поставщиков. Рассчитывается среднесуточное среднемесячное среднеквартальное значение. Таким образом, если у поставщика социальных услуг выявляются указанные нарушения, это означает, что они носят системный характер и являются грубыми.

Нарушения, связанные с недобросовестным отношением сотрудников пищеблока и склада продуктов питания к исполнению своих должностных обязанностей

Данные нарушения выражаются в резком превышении норм расходования продуктов питания, представляющих высокий пищевой интерес для сотрудников пищеблока, и занижении норм продуктов, такового не представляющих.

Например: неисполнение норм по овощам и фруктам с целью увеличения доли закупки в рамках выделяемого финансирования колбасных изделий, сливочного масла, мяса, кондитерских изделий, фасованных соков и йогуртов и т.д. При этом резко завышенная масса интересующих продуктов питания не совпадает с массой, указанной в технологических картах самого же поставщика социальных услуг (например, в технологической карте указана закладка 109 грамм творога на порцию сырников, а в Меню-требовании – 240 грамм; мяса говядины в котлеты – 79 грамм брутто по технологической карте, но 139 грамм брутто по Меню-требованию и т.д.).

Данное нарушение напрямую обусловлено низким качеством контроля руководителя поставщика социальных услуг за соблюдением норм питания в его организации.

Учитывая, что питание является одним из определяющих факторов здоровья, поставщикам социальных услуг необходимо держать на особом контроле соблюдение норм питания.

Обзор изменений законодательства, касающихся перехода при планировании мероприятий по контролю (надзору) в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области на риск-ориентированный подход

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

В связи с тем, что региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области не был включен в Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»), до настоящего времени риск-ориентированный подход не применялся.

В целях реализации целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р, министерством социальной политики Нижегородской области (далее – Министерство) принято решение с 2020 года перейти при планировании контрольно-надзорных мероприятий на риск-ориентированный подход. Соответствующие изменения внесены в Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 21 ноября 2014 г. № 806 (далее – Порядок 806) и административный регламент по соответствующей функции.

Согласно внесенным изменениям поставщики социальных услуг могут относиться к одной из четырех категорий риска: чрезвычайно высокому, высокому, значительному и низкому. Если поставщик социальных услуг осуществляет несколько видов деятельности, относящихся к разным категориям риска, ему все равно присваивается только одна, более высокая, категория риска.

Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся поставщиками социальных услуг, включенными в Реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области и предоставляющих гражданам социальные услуги, производится в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения поставщиками социальных услуг обязательных требований и с учетом критериев вероятности несоблюдения поставщиками социальных услуг обязательных требований.

Значение показателя риска (К) определяется по формуле:


где:

К1, К2, К3 - показатели риска, относящиеся настоящими Критериями к определенной категории риска;

n - количество используемых для расчета показателя риска (К) показателей риска (К1, К2, К3), баллы по которым не равны 0.

Критерии применяются путем отнесения объекта регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания к категории риска с учетом следующих значений показателя риска (К):

а) чрезвычайно высокий риск - в случае, если показатель риска (К) составляет свыше 3,6 и выше балла;

б) высокий риск - в случае, если показатель риска (К) составляет от 2,9 до 3,5 балла;

в) значительный риск - в случае, если показатель риска (К) составляет от 2 до 2,8 балла;

г) низкий риск - в случае, если показатель риска (К) составляет менее 2 баллов.

Значение показателя риска К1 зависит от формы социального обслуживания и возрастной категории получателей социальных услуг; К2 – от категории получателей социальных услуг, формы социального обслуживания и количества представленных социальных услуг на одного получателя социальных услуг в год, К3 – от наличия предписаний.

Категория риска изменяется в случае изменения переменных показателей К.

Например:

имеется поставщик социальных услуг, предоставляющий социальные услуги совершеннолетним и несовершеннолетним получателям социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Следовательно, его показатель риска К1 равен 5. Этот поставщик оказывает более 6000 услуг на одного получателя в год, следовательно, его показатель К2 равен 5. По итогам двух проверок назад поставщику выдано предписание об устранении выявленных нарушений: его показатель К3 равен 3. Итоговое значение показателя риска К по формуле: (5+5+3)/4 равно 3,25.

Таким образом, данный поставщик относится к высокому риску.

Но, если по итогам последней проверки поставщику социальных услуг будет выдано предписание, значение показателя К3 станет равно 5. Следовательно, итоговое значение показателя риска К по формуле: (5+5+5)/4 равно 3,75.

Таким образом, данный поставщик станет относится к чрезвычайно высокому риску.

По результатам сбора и анализа данных, проведения расчетов по 199 поставщикам социальных услуг Министерством утверждены Перечни объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Нижегородской области, которым присвоены категории риска (приказ Министерства от 7 октября 2019 г. № 604). Перечни размещены на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 2.12 раздела 2 Порядка 806 проведение плановых проверок поставщиков социальных услуг в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
  • для категории высокого риска - один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 3 года.

В отношении поставщиков социальных услуг, объекты регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания которых отнесены к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Если категория риска не установлена, т.е. поставщик социальных услуг не включен ни в один из Перечней объектов, которые опубликованы на сайте Министерства, плановые проверки также не проводятся.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что плановые проверки, периодичность проведения которых определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ, осуществляются с установленной периодичностью независимо от отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания к определенной категории риска.

Например:

Поставщику социальных услуг присвоена категория чрезвычайно высокого риска. Следовательно, в отношении него должны проводиться проверки 1 раз в год. Но при этом поставщик является организацией, предоставляющей социальные услуги с обеспечением проживания. Согласно Перечню видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, в отношении организаций с обеспечением проживания проверки проводятся 1 раз в два года. Таким образом, проверки будут проводиться 1 раз в два года, а не 1 раз в год.

Графическая версия документа

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст